28 марта 2024, четверг, 23:30
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 декабря 2006, 16:08

Холдинги на башнях

Российский бизнес становится все более «государственным». В 2006 году окончательно оформился переход к холдинговому принцип построения госсектора экономики. Еще немного и российский бизнес по названиям корпораций будет напоминать Совмин СССР, а чиновники и госменеджеры с неизбежностью начнут борьбу за контроль над укрупненными госкомпаниями.

Год «Газпрома»

В понедельник стало известно, что нефтяная компания Shell согласилась передать «Газпрому» контроль над проектом «Сахалин-2». Согласно договоренности между исполнительным директором Shell Йеруном ван дер Веером и главой «Газпрома» Алексеем Миллером, Shell сохранит блокирующий пакет акций «Сахалина-2» в размере не менее 25%. Победа «Газпрома» стала следствием длительной «осады» «Сахалина-2» и отражает идущий в российской экономике процесс укрупнения государственных отраслевых холдингов до национального уровня.

Позитивных и не очень новостей для российских госкомпаний в уходящем году вообще было немало. Если даже вспоминать самые знаковые, получится внушительный список позиций из 30-40. Среди них - превышение «Газпромом» $300 млрд капитализации, «Рособоронэкспорт» сменил менеджмент на «АвтоВАЗе», правительство отказалось от идеи приватизации 75% акций «Связьинвеста».

Между этими событиями прямой связи нет, но все они, как представляется, отражают тренд, который традиционно обозначается как «усиление присутствия государства в принципиальных для экономики отраслях». В этом смысле 2006 год стал временем определенного перелома: изменился список «принципиальных отраслей», изменилась и фразеология.

Раньше речь шла по преимуществу об усилении роли государства в сырьевом секторе. Под этим подразумевалось увеличение присутствия госкомпаний в сфере самой добычи и переработки углеводородов и установление жесткого контроля  со стороны надзорных органов за деятельностью негосудартсвенных компаний, работающих в этой сфере. Процесс этот был по сути завершен еще в прошлом году – сначала «Газпром» купил «Сибнефть», а «Роснефть» более-менее справилась с перевариванием «Юганскнефтегаза» и нацелилась на приобретение оставшихся активов ЮКОСа (прежде всего, переработки). Качественно 2006 год в этой сфере дал не очень много. Хотя тренд был поддержан. «Газпром» практически выдавил ТНК-ВР с Ковыктинского месторождения (осталось лишь определить, на каких условиях газовики войдут в проект) и добился вхождения в проект «Сахалин-2».

Газовая монополия все более напоминает «суперкомпанию» едва ли не наднационального уровня, что отражается и в постоянном присутствии во внешней политике – заявления по переориентации Штокмановского месторождения, изменение условий практически всех льготных контрактов по поставкам газа в страны СНГ (в сторону неизменного увеличения цен для стран постсоветского пространства). Чаще всего эти изменения рассматриваются в контексте внешнеполитической деятельности Кремля, но настолько же справедливой является трактовка, что речь идет не о «газовой дипломатии» или «логике вентиля», а об интересах самого «Газпрома». Кто еще выигрывает от повышения цен на газ, как не сами газовики?

В эту же логику укладывается и грядущее повышение внутренних цен на газ – к 2010 году они увеличатся минимум вдвое. Газовая монополия давно стремилась увеличить цены для российских потребителей, теперь к ее аргументам прислушались.

Выражаясь словами Дмитрия Медведева, перед нами уже не просто компания, а «уникальная компания», которую не то чтобы дробить - на которую дышать-то не полагается. Массированная рекламная компания, запущенная по всем федеральным каналам в прайм-тайм убеждает всех, что «Газпром» - самая выдающаяся компания в России. Впрочем, реклама «Газпрома» и его «дочек» - это уже не совсем и экономика. «Преемник № 1» Дмитрий Медведев все чаще в последнее время выступает на телеканалах в качестве главы «Газпрома», а не только как главный нацпроектировщик.

Плюс консолидация всей промышленности

Если тренд в углеводородной сфере был ясен еще со времен «дела ЮКОСа» (не путать с «делом Ходорковского»), то в остальном курс на создание крупных госхолдингов – процесс, явно обозначившийся уже в этом году.

«Рособоронэкспорт» получил контроль над «АВТОВАЗом» и ВСМПО-«Ависмой». Осенью было принято окончательное решение о создании Объединенной авиастроительной корпорации, а атомщики, как окончательно стало известно летом, будут включены в состав «Атомэнергопрома».

Сам по себе процесс холдингизации госсектора ничего не означает. В оборонном секторе процесс создания холдингов идет уже несколько лет, а реальных успехов пока нет.
Однако консолидационная парадигма очевидно становится все более популярной. Скажем, шумная кампания по поводу водочных отравлений (которая ввела в повседневную речь слово «суррогат») вполне может привести в конечном счете к тому, что государственный Росспиртпром вытеснит большую часть независимых производителей водки – за счет, например, инициативы с «народной водкой» или введения госмонополии на производство спирта.

Заявлен похожий процесс и в металлургии. Там, правда, почти все находится еще в руках "частников". Но предприниматель Алишер Усманов, который назывался одним из наиболее вероятных участников процесса консолидации в черной металлурги, возглавляет аффилированный с «Газпромом» «Газпроминвестхолдинг». Вторым участником процесса может стать совладелец «Евраза» Роман Абрамович, известный хорошими отношениями с Кремлем и уже уступавший активы в нефтяной сфере («Сибнефть» и дочерние компании) тому же «Газпрому». Все чаще посещают российского президента и российские алюминщики, готовящие объединение двух крупнейших отечественных производителей алюминия вместе с швейцарской Glencore в компанию под рабочим названием «Российский алюминий».

В законченном виде новая конструкция российского бизнеса может выглядеть следующим образом – российские власти консолидируют госпакеты во всех отраслях, где государство активно присутствует. В результате будет создан десяток-другой отраслевых холдингов (государственных и негосударственных) под условными названиями «Алюминпром», «Алмазпром» (здесь, впрочем, и так все неплохо, федеральному центру осталось только получить контрольный пакет в АЛРОСе), «Авиапром» и т.д.

Оформление «холдинговой России» вряд ли станет фиксацией «навсегда», но в некоторых отраслях процесс очевидно «подвиснет».

Их не слить

Безусловно, одной заявки на всеобщее слияние и кое-где – на поглощение - для того, чтобы все построились в шеренги и пошли в пункты по объединению бизнеса, не достаточно. Тем более, что зачастую интересы чиновников, продвигающих идею консолидации какой-либо отрасли, наталкиваются на противоречие их же коллег. Вряд ли окончательная консолидация возможна в углеводородном секторепопытка «скрещивания» «Газпрома» и «Роснефти», предпринятая в прошлом году, провалилась благодаря активному нежеланию самих госкомпаний. Сложно придется и с подчинением государственнической логике «Сургутнефтегаза» – у основного владельца Владимира Богданова позиции в компании и в Сургуте кажутся непробиваемыми.

Не в восторге от идеи объединения находятся и государственные пароходства «Совкомфлот» и «Новошип». Благодаря прежде всего «Новошипу», процесс слияния компаний затягивается и грозит стать практически бесконечным.

«Частники» реагируют на консолидационную практику и риторику так же крайне неоднозначно. Скажем, ТНК-ВР продала «Удмуртнефть» консорциуму «Роснефти» и китайских нефтяников, но отчаянно сопротивляется попыткам выдавливания из Ковыктинского проекта. Группа СОК, по всей видимости, долго пыталась договориться с Рособоронэкспорнтом (РОЭ) о продаже «ИжАвто», но в результате отказалась от продажи. Не спешит избавляться от автомобильных активов и Олег Дерипаска, наращивающий присутствие в этом сегменте.

А вот владельцы ВСМПО-«Ависмы» Брешт и Тетюхин не устояли перед настойчивыми предложениями «Рособоронэкспорта». В результате титановая компания, контролирующая треть мирового рынка этого металла, перешла под контроль РОЭ. Правда, по слухам, для убеждения «королей титана» РОЭ потребовалась поддержка главы Роспрома Бориса Алешина и ряда видных представителей кремлевской администрации.

Что в холдинге тебе моем

«Башенная система», о существовании которой много рассуждают политологи и журналисты, неизбежно отражается и на конструкции «холдинговой России». Так, провал слияния «Газпрома» и «Роснефти» наблюдатели связывали с противостоянием групп «Миллера-Медведева» и «Богданчикова-Сечина». Ровно по этой же логике каждый из госхолдингов будет персонально курироваться представителем одной из властных группировок. При этом попытки вторгаться в чужую зону будут довольно жестко пресекаться.

Можно ожидать, что  в 2007 процесс оформления госхолдингов будет уже значительной частью завершен. Однако в дальнейшем проблема консолидации активов с очень большой вероятностью трансформируется в проблему сохранения контроля над ними.

Для негосударственных интегрированных бизнес-групп это также актуально, но в другом ключе: «капитанам российского бизнеса» предстоит получить гарантии сохранения контроля за бизнесом от обновленных в 2007-2008 году политических элит, снизить политические риски для бизнеса. В противном случае может начаться очередное персональное олигархическое «дело», с проверками, теневыми переговорами и перераспределением активов в пользу госхолдингов.

А вот "смотрящим" за бизнесом госхолдингов чиновникам придется задействовать весь аппаратный вес и изворотливость, чтобы не потерять в административном статусе и не лишиться своего статуса - процесс конвертации административного капитала в капитал реальный большинству чиновников провести не удастся. Скажем, двухпроцентную опционную программу для менеджмента «Роснефти» в Кремле рассматривали почти год и в конечном итоге провалили.

Насколько борьба башен за контроль над госхолдингами отразится на самих холдингах, предсказывать вряд ли кто-то возьмется. Процесс переформатирования государственных (по форме собственности) бизнес-групп вполне может ограничиться переподчинением компаний по ведомственному принципу или переизбранием советов директоров. В любом случае – это не «вопрос-2007», а вопрос 2008-2009 годов. Тогда как раз завершится процесс формирования большинства «патриотнефтегазов» и «олигархалюмниев» и появится реальный повод побороться за настоящее наследие «путинского режима». Не хотелось бы делать катастрофических прогнозов, но не исключено, что это будет штука посильнее «Связьинвеста-97» или «ЮКОСа-2003».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.