29 марта 2024, пятница, 12:35
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 октября 2006, 09:25

Анархия на грани войны

Палестинская автономия балансирует между гражданской войной и формированием правительства национального единства. На прошлой неделе по всей автономии прокатилась волна столкновений между официальными силами безопасности, близкими к ФАТХу, и военизированным подразделением, созданным несколько месяцев назад новым палестинским министром внутренних дел Салимом Сиамом, – это подразделение подчиняется ХАМАСу.

Поводом к беспорядкам стал протест сотрудников служб безопасности против невыплаты им зарплат правительством ХАМАСа. В некоторых случаях задержки с выплатами достигают семи месяцев – иными словами, сразу же после прихода к власти исламистов выплаты зарплат государственным служащим были приостановлены. По данным Палестинского агентства новостей, на данный момент за чертой бедности находятся 67% палестинского населения. Речь идет не только о безработице, но и об отсутствии у правительства ХАМАСа средств, необходимых для выплаты зарплат.

Однако экономическая блокада автономии и прочие трудности, с которыми сталкивается премьер-министр Исмаил Хания, не слишком беспокоят разгневанных полицейских. Беспорядки, начавшись с экономических претензий, очень быстро переросли в столкновения между сторонниками ХАМАСа и ФАТХа. Точное число жертв неизвестно, однако, по некоторым сведениям, оно достигает 15 человек. На данный момент ФАТХ и ХАМАС продолжают обмен риторическими выпадами, однако, по мнению наблюдателей, нынешняя волна насилия схлынула, что вовсе не исключает возобновления столкновений в прямом смысле слова в любую минуту. Царящая в автономии анархия – в первую очередь во всем, что касается оружия и его использования, – делает практически невозможным любое прогнозирование событий.

Попытки повлиять на происходящее в Автономии извне также малоэффективны и ограничиваются, как правило, призывами к сдержанности. Так представители Лиги Арабских Государств (ЛАГ) охарактеризовали происходящее в автономии как безумие. "Давайте предоставим разрушение автономии и убийства палестинцев израильтянам. Того, что они делают, более чем достаточно", – призвал заместитель генерального секретаря ЛАГ по палестинским делам Мухаммед Субайх.

В ходе недавнего визита на Ближний Восток глава американского госдепартамента Кондолиза Райс в свою очередь заявила, что "все палестинские группировки должны прекратить насилие. Палестинский народ имеет право на покой и благополучие". Весьма характерно для происходящего сейчас в автономии, что Райс встретилась лишь с главой палестинской администрации Махмудом Аббассом, проигнорировав правительство ХАМАС.

Премьер-министр Исмаил Хания заявил, что визит Райс – "попытка еще более дестабилизировать обстановку и вбить клин в единство палестинского народа". Вместе с тем тон риторики в последние дни резко снизился. Хания заявил, что "недопустима гражданская война между палестинцами, так как она приведет к полному уничтожению палестинского народа".

Контакты по поводу формирования правительства национального единства в автономии продолжаются. Хания заявил, что готов на долгосрочное прекращение огня с Израилем в обмен на полное отступление Израиля с "оккупированных территорий". Израиль, в свою очередь продолжает попытки усилить ФАТХ и Абу Мазена. Так, в понедельник Израиль впервые за долгое время открыл КПП Рафиах на границе сектора Газы. Как сообщают в Иерусалиме, этот шаг был вызван гуманитарными соображениями и находится в соответствии с теми обязательствами, которые были даны госсекретарю США Кондолизе Райс. Одновременно с этим Израиль продолжает артиллерийские обстрелы и воздушные точечные удары, в основном в Газе, цель которых – воспрепятствовать по мере возможности продолжению ракетных обстрелов юга Израиля. Характерно, что зачастую эти обстрелы ведутся непосредственно из тех мест, где лишь год назад находились еврейские поселения, уничтоженные в рамках одностороннего отступления Израиля из Газы.

Что происходит сейчас в автономии? Что может предпринять глава палестинской администрации Махмуд Аббас? Как все происходящее может повлиять на Израиль? С этими вопросами мы обратились к доктору Йораму Кеати, сотруднику института по борьбе с террором при Междисциплинарном центре в израильском городе Герцлия.

Доктор Кеати, как можно расценивать происходящее сегодня в Автономии?

Должен вам сказать, что никакой неожиданности в этом нет. Речь идет о новом витке напряженности, на сей раз более остром, чем раньше, между противостоящими в Автономии группировками. В первую очередь, разумеется, речь идет о ФАТХе и ХАМАСе.

Напряженность между ними нарастает с того момента, как ХАМАС победил на выборах в январе. Но дело не только в них, но и в самом ХАМАСе. Эта организация так и не смогла разрешить дилемму, касающуюся самой сути ХАМАСа, и ответить на простой вопрос – что такое ХАМАС? Является ли он палестинским национальным движением, стремящимся к реализации чаяний палестинского народа – благополучие, борьба с коррупцией и т.д., т.е. всего того, что принесло ХАМАСу сокрушительную победу на выборах, – или же речь идет об исламской экстремистской группировке, во многих странах мира признанной террористической организацией.

Бесконечная и безуспешная попытка ответить на этот вопрос приводит ХАМАС – во всяком случае, его правительство – к топтанию на месте. Обратите внимание, с того момента, как Исмаил Хания сформировал свое правительство, они ни на шаг не продвинулись вперед. Экономическое положение в автономии ухудшается с каждым днем, кризис власти огромный, международного признания ХАМАС так и не получил. Все это симптомы той неразрешенной дилеммы, о которой я говорил ранее.

Мало того, мы зачастую наблюдаем разногласия между ХАМАСом внутри Палестинской Автономии и зарубежным крылом ХАМАСа – его руководителями, находящимися в Дамаске. Неразбериха в правящей партии неизбежно приводит к дестабилизации обстановки в автономии. А экономическое положение стало той спичкой, которая привела к вспышке насилия.

Кстати, говоря об экономике, важно обратить внимание, что все попытки ХАМАСа получить поддержку от таких стран как Иран ничем не увенчались, несмотря на все громкие разговоры. Сегодня ХАМАС должен принять решение о своем будущем. Но этот шаг, в какую бы сторону он ни был сделан, неизбежно выбивает почву из под ног ХАМАСа. Поэтому я не думаю, что Хания или Машаль из Дамаска примут твердое решение о том, в каком направлении двигаться. А значит, напряженность и конфронтация будут нарастать.

Но помимо ХАМАСа у палестинской администрации есть законно избранный лидер – Махмуд Аббас. Он в силах остановить эскалацию?

Не думаю. Дело в том, что ФАТХ полностью дискредитировал себя на палестинской улице, результатом чего стало его поражение на минувших выборах. Кроме того, у Абу Мазена мало верных ему до конца вооруженных сил. Тот факт, что Салим Сиам создал несколько месяцев назад самостоятельную верную ХАМАСу боевую единицу, которая насчитывает более трех тысяч человек, свидетельствует о том, что все разговоры об "одном правительстве и одной армии" так и остались разговорами. Это если не говорить о разных более мелких формированиях, таких как "Комитеты народного сопротивления", которые, по сути, являются исполнителями заказов ХАМАСа на теракты в Израиле. Сегодня, когда в Газе друг в друга стреляют люди, чьи лица прикрыты масками, вы не можете определить, к какой организации они относятся.

Поэтому Аббас может призывать к прекращению стычек, но отсутствие достаточно мощного, верного ему военного аппарата делает его малоспособным к наведению порядка. Хоть за него и проголосовали на выборах 62% палестинцев, но побеждает не всегда тот, за кого голосовали, – коль скоро в его руках нет мощного силового аппарата.

Аббас может распустить парламент и правительство, пойти на новые выборы. Не уверен, что это сильно улучшит ситуацию. Аббас предпринимал, как известно, попытки сформировать правительство национального единства. Сначала это не удалось из-за похищения Шалита, затем договор уже почти был подписан, на основе документа, получившего название "документ заключенных" (предложения о сотрудничестве всех палестинских группировок, выдвинутые лидерами палестинских террористических группировок, сидящими в израильских тюрьмах, – «Полит.ру»), но сейчас и эта перспектива кажется далекой.

На кого в таком случае могут опираться стремящиеся к прекращению насилия в Автономии?

Думаю, что на такие государства, как Сирия и Саудовская Аравия. В том случае, конечно, если они захотят активно вмешиваться в происходящее. Сирия давно и хорошо известна как страна, поддерживающая ХАМАС. Недаром все политическое руководство организации находится именно там. Саудовская Аравия также имеет влияние на ХАМАС. Кроме них вряд ли у кого-то есть серьезные перспективы повлиять. Ни Европа, ни США, ни Иордания. Может быть Египет, но и он лишь в очень ограниченной степени. Во всяком случае, не Израиль.

Кстати, об Израиле. Неоднократно бывало, что внутрипалестинские разборки кончались волной террора против Израиля. Стоит ли ожидать, что и на сей раз в Автономии попытаются погасить внутренний огонь путем поиска общего врага, который всегда рядом?

На самом деле, ничего нового палестинцы в этом отношении предложить не могут. Ракеты и так падают на Израиль каждый день. Я не думаю, что нам стоит ожидать новой волны террора из Автономии. Израиль на сей раз никак не связан с происходящим – при всем желании в этом трудно будет обвинить "сионистского врага". Однако обратите внимание все на ту же самую дилемму, о которой я говорил. ХАМАС изо всех сил противится условиям, выдвинутым ему "ближневосточным квартетом" (международная четверка по урегулированию на Ближнем Востоке: Россия, ЕС, США, ООН – «Полит.ру»). Израиль не является частью квартета, однако ХАМАС ни в коем случае не готов признать Израиль, не готов взять на себя обязательства, принятые ранее палестинским руководством, не готов даже обсуждать всерьез эти требования. С такой позицией ему трудно рассчитывать на поддержку со стороны Запада. Это вновь та же необходимость выбрать стратегический курс – национальное движение или исламистская группировка. Сочетать их ХАМАС мог, пока не был у власти. Сейчас это становится все труднее.

До сих пор неясной остается судьба капрала Гилада Шалита, по-прежнему находящегося в руках боевиков, похитивших его 25 июня. Как, по вашему мнению, происходящее сейчас в ПА влияет на перспективы его освобождения?

Я не уверен, что эти вещи связаны. В этом вопросе все контакты происходят за кулисами, и судя лишь по публикациям в прессе, эти контакты продолжаются. Ни у кого, и у меня в том числе, нет достоверной информации о происходящем. С одной стороны, премьер-министр заявляет, что не ведутся никакие переговоры с похитителями Шалита, с другой стороны, все время, даже сегодня, когда в Газе стреляют друг в друга боевики, речь идет о сделках, о предложениях разного рода.

Анархия в Автономии сейчас достигает таких размахов, что мало кто знает в действительности, каково состояние похищенного солдата и где он находится – в Газе или вне ее. Более того, неизвестно, в чьих он сегодня руках, ибо одна из трех организаций, взявших на себя ответственность за его похищение, весьма вероятно – фиктивная, а Комитеты народного сопротивления, как я уже говорил, – это рука ХАМАСа. Но все это, как и само похищение Шалита, – не более чем симптом серьезной болезни, распространяющейся в Автономии. Можно ее называть анархией, можно гражданской войной. Но корни ее именно в происходящем внутри ХАМАСа. В двойственности его политики и в неготовности сделать выбор между национальным движением и исламистской организацией террористического толка. Ситуация очень и очень непростая.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.