29 марта 2024, пятница, 11:25
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 августа 2006, 08:49

Статистические загадки российской экономики

Старое правило разведки гласит, что любая информация должна быть проверена по нескольким независимым источникам. Но то, что во всем мире считается спецификой разведки, в полной мере можно отнести и к предоставляемой российскими государственными органами статистической информации об экономической ситуации.

Недавно правительство подвело итоги социально-экономического развития России за первое полугодие текущего года. Итоги, как водится, самые утешительные: ВВП вырос на 6,3%, промышленное производство – на 4,4%. Начисленная номинальная заработная плата увеличилась на 24%, индекс цен производителей составил 9,4%, индекс потребительских цен – 6,2%. Таким образом, все вроде бы выглядит благополучно, и даже рост цен перекрывается приростом заработной платы.

Однако если сравнить эти данные с показателями налоговой отчетности, то можно столкнуться с некоторыми загадками. Например, при сопоставлении темпов прироста ВВП (+6,3%) с увеличением сбора налога на добавленную стоимость (а ВВП – это, собственно, и есть добавленная стоимость) обнаруживается расхождение – сбор налога увеличился только на 4%. Разница в показателях темпов роста выглядит незначительной (6% и 4%), но поскольку счет идет на сотни миллиардов рублей, то в абсолютном выражении она очень существенная.

Приходится делать неутешительные выводы: или статистические органы завышают темпы роста основного макроэкономического показателя, или налогоплательщики успешно скрывают от налоговых органов обороты своих фирм на сотни миллиардов рублей, или (что вероятнее всего) разница в темпах роста сбора НДС и роста ВВП возникла потому, что увеличилась стоимость так называемых «нерыночных услуг», которые НДС не облагаются. Это услуги государственного сектора, такие как услуги вооруженных сил или патрульно-постовой службы. И достаточно увеличить денежное довольствие этой категории государственных служащих, чтобы показатель «нерыночных услуг» и, соответственно, ВВП тут же увеличился без увеличения сбора НДС.

Но это показатели производства и потребления. Другое дело – доходы населения. Это вещь вполне конкретная, поэтому расхождения между различными источниками еще менее понятны.

Как мы сказали выше, номинальная заработная плата за прошедшее полугодие выросла на 24%. Логично было бы предположить, что на такую же величину вырастут сборы двух налогов, базой для которых является заработная плата: подоходного и единого социального (ЕСН). Что касается последнего, то его сборы выросли на сопоставимую величину – 27%, а вот поступление подоходного налога почему-то увеличилось сразу на 31%. Может быть, налоговая служба просто стала лучше работать?

Теперь можно сравнить между собой рост цен производителей и рост поступления налога на прибыль. Известно, что прирост прибыли складывается из трех частей – снижения себестоимости продукции, роста выпуска продукции и роста цен реализуемой продукции. Что касается снижения себестоимости, то для нас это сейчас совсем неактуально, величина реального прироста продукции нами уже определена (не больше 4%), поэтому прибыль и, соответственно, налог на прибыль могут расти только за счет роста цен. Официально цены товаропроизводителей выросли на 9,4%, поэтому прирост прибыли и налога на прибыль в лучшем случае не должен превышать 15% за полугодие. Однако поступление налога на прибыль выросло сразу на 41%! Добиться такого скачка можно, естественно, только за счет того, что рост цен явно превысил официальный уровень.

Правда, что касается прибыли, то здесь надо сделать существенную оговорку: основными налогоплательщиками у нас являются крупные компании-экспортеры, прибыль которых формируется не только за счет внутренних продаж, но и за счет поставок на внешний рынок. А там, как известно, цены растут и растут, что и дает возможность увеличивать прибыль темпами, значительно превышающими внутренний рост цен и объем продаж.

Дополнительным подтверждением важности «внешнего фактора» для российской налоговой системы является показатель поступления налога на добычу полезных ископаемых. Тут вообще поставлен абсолютный рекорд. За прошедшее полугодие его поступление увеличилось на 50%, в том числе по нефти – на 55%. Естественно, что такой рост поступлений стал возможен только за счет роста внешних цен, так как ставка этого налога привязана к их динамике.

Таким образом, проверяя официальную отчетность по разным источникам – тоже вполне официальным, – можно найти очень серьезные расхождения между реальными и декларируемыми показателями экономического развития. Но это еще не все. Структура налоговых поступлений дает вполне ясное представление о факторах российского экономического роста. Так, НДС и дополняющие его акцизы выросли только на 4%. А это значит, что внутренний рынок, внутренний спрос и внутреннее потребление тоже выросли только на 4%. А вот внешний спрос и спрос на импорт подскочили очень сильно. Если за первое полугодие 2005 года доходы от таможенных пошлин составили 649 млрд руб., то за первое полугодие текущего года их было получено уже 1,3 трлн. руб. Рост в два раза за один год – это ли не показатель, на который надо равняться внутреннему спросу на отечественную продукцию, выросшему только на жалкие 4%! После этого сразу становится понятно, насколько может упасть наша экономика, если мировые цены снизятся хотя бы в два раза.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.