29 марта 2024, пятница, 18:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 июля 2006, 09:26

«Мы снова не думаем о последствиях своих политических действий»

В пятницу Госдума приняла в третьем чтении законопроекты «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», направленные на создание упрощенной системы регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации. Свои поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан» предложил Комитет «Гражданское содействие», много лет занимающийся этой проблемой. О новых законодательных инициативах и остающихся проблемах с мигрантами в интервью «Полит.ру» рассказала председатель Комитета «Гражданское содействие», член Совета ПЦ «Мемориал», член Совета по содействию развитию институтов гражданского общества при президенте России Светлана Ганнушкина. Беседовала Зоя Светова.

Чем был так плох закон «О правовом положении иностранных граждан», принятый в 2002 году? Почему понадобилось его менять?

Закон был абсолютно неисполним. Я трижды говорила об этом Путину в Кремле, в первый раз – еще в декабре 2002 г. А президент, выслушав меня, ответил нечто вроде того, что закон как машина, на ней надо немного покататься, а если что не так, то починить ее.

Оказалось, что на этой машине нельзя ездить. Двигаться она не может. Но жизнь идет, и закон породил стотысячную армию мигрантов, которых сегодняшнее российское право просто не замечает.

Мы еще шесть лет назад заявляли о том, что этот закон «взяткоемкий», что после его принятия коррупция разовьется еще больше. А теперь депутаты говорят то, о чем мы предупреждали шесть лет назад. Старый закон выгоден нечестным работодателям, которых очень устраивает, что у них на строительстве работают люди, которым можно не только платить очень мало, но и вовсе не платить. Нам известно множество случаев, когда работодатели, не желая расплачиваться с рабочими, сообщали в милицию, что у них живут нелегалы, милиционеры сажали их в автобусы, везли в суд и выдворяли в судебном порядке.

Устранят ли поправки в закон эти недостатки?

Новый закон исполним, поэтому с его помощью можно навести порядок в трудовой миграции. Работодатель сможет гораздо легче получить разрешение на найм работника, а работник – на работу. Приехал, например гражданин Таджикистана, зарегистрировался и может пойти работать вне квоты, работодатель только должен сообщить, что он его на работу взял. Жаль, что эти упрощения коснутся только трудовых мигрантов из стран СНГ, имеющих с Россией соглашения о безвизовом пересечении границы. Граждан Туркмении и Грузии это не касается, хотя там живут такие же наши соотечественники, как и в других республиках.

Коснется ли новый закон тех наших соотечественников, к кому обращена программа репатриации?

Разумеется, новый закон коснется не только трудовых мигрантов, но, в первую очередь, тех наших соотечественников, которые хотят поселиться в России.

Он дает возможность человеку сделать это без взятки. От въехавшего в страну потребуется подать лишь четыре документа для получения разрешения на временное проживание: заявление, удостоверение личности, миграционную карту и квитанцию об уплате пошлины. Уже после этого подаются справки о состоянии здоровья, о постановке на налоговый учет и прочее.

Сейчас, пока человек занимается получением одной бумажки, другая устаревает, проходит время и он должен уезжать – кончается виза или проходят разрешенные для безвизовиков три месяца пребывания в РФ. По новым правилам, после того как заявление принято, срок пребывания в РФ продлевается до принятия по нему решения, т.е. людям продлят регистрацию до тех пор, пока они не получат разрешение на временное проживание. Таким образом, человеку не придется выезжать из России несколько раз и въезжать снова, как это происходит сейчас. Не придется доказывать, что он имеет на счету огромную сумму денег. Это касается и тех иностранцев, которые приезжают к нам из стран СНГ без визы, и тех, кто приезжает по визе.

Не будет больше неразберихи и разноголосицы, когда для получения разрешения на временное проживание в одном регионе требовали предоставить сведения о том, что у мигранта на счету лежат деньги в размере прожиточного минимума на месяц, а в других регионах – на полгода, в Москве – на все три года, на которые выдается разрешение на временное проживание.

Очень важно, что сообщить о получении ИНН необходимо только через год. Мы обратили внимание разработчиков закона на то, что после его принятия необходимо внести поправки и в Налоговый кодекс. По существующему кодексу, люди, не имеющие постоянной регистрации, не могут получить ИНН. Кроме того, в законе не прописано, как нетрудоспособный человек может получить ИНН. Необходимо учесть пенсионеров и неработающих жен, которых обеспечивают мужья.

Какие поправки в закон предложил ваш комитет?

Я уже говорила о получении ИНН, о том, что в связи с принятием нового закона надо внести изменения в Налоговый кодекс. Есть еще одна важная проблема. Она касается людей, ставших нелегалами не по собственной воле. К 2002 году в России находилось несколько миллионов наших соотечественников, которые не имели российского гражданства. После принятия Закона «О правовом положении иностранных граждан...» эти люди оказались нелегалами неожиданно, прожив по десять лет на территории России. Что с этим можно сделать? В 37-ю статью Закона, касающуюся въехавших в Россию до 2002 г., надо внести изменение, дающее этим людям право получить вид на жительство или разрешение на временное проживание.

Еще одна важнейшая поправка должна быть внесена в ст. 10, где говорится о документах иностранных граждан и лиц без гражданства. В перечень этих документов необходимо внести документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, временно находящегося на территории России.

Вот, например, люди приехали на территорию России Бог знает когда. Потеряли паспорт СССР. Кто они такие? Лица без гражданства. Для них не существует никакого документа, удостоверяющего их личность. Или дети, которые также оказались негражданами России. Взрослые члены семьи приняли гражданство до 2002 года. Но сотрудники милиции им не объяснили, что надо было в заявление о приобретении гражданства включить своих детей. Бывает так, что ребенок, прописанный в квартире родителей, в 14 лет получает паспорт, а когда приходит его менять в 18 лет, то в паспортном столе вдруг вспоминают, что он никогда гражданства не получал, у него берут паспорт, рвут его и говорят: «Все, иди на все четыре стороны!» А иногда и очень вежливо: «Простите, мы ошиблись. Сотрудник, совершивший ошибку, уволен». Только от этого увольнения толку уже мало. Если с 14 по 18 лет родители еще могли просто представлять его интересы, то теперь он человек взрослый, должен сам действовать. А как это возможно без документа?

Сколько таких людей?

Очень много, можно без преувеличения сказать – тысячи. С одним русским мальчиком из Туркмении мы занимаемся уже больше трех лет. Сейчас его вопрос будет решаться в правительстве России. Я встречалась с заместителем главы президентской администрации Виктором Петровичем Ивановым, специально вызвали главу Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского – столько шума из-за мальчика, который приехал в Россию десять лет назад, закончил школу. Ему выдали аттестат зрелости. И только потом в судебном порядке установили факт его постоянного проживания в России. Без удостоверения личности, заметьте. Все понимают, что здравому смыслу эта история не поддается, поэтому судья его пожалел. Чтобы подобные истории не повторялись, нужно установить форму документа для лица без гражданства.

Все это знают, говорено на всех уровнях тысячу раз, но в новый закон необходимое изменение снова не вошло.

В понедельник в Москве начинается так называемая «Гражданская восьмерка». Вы будете выступать по проблеме реадмиссии. О чем пойдет речь?

Буду говорить о том, что «старые» европейские страны должны разделить со своими «новыми» членами ЕС бремя заботы о беженцах, если они не хотят разрушения института убежища. Они не должны пользоваться институтом реадмиссии и загонять, например, как это делается сейчас, людей, проехавших через Польшу, обратно в эту страну. Польша не готова принять такую массу беженцев, не может обеспечить им достойного существования и адекватную процедуру определения статуса.

Если вступит в действие договор ЕС и РФ о реадмиссии, то наша страна окажется в очень сложном положении, в котором сейчас оказалась Польша. Россия будет обязана принимать всех лиц, ищущих убежища, проехавших через нашу территорию в любую из стран Евросоюза. Они будут возвращаться без рассмотрения их заявления на убежище, поскольку его предоставление будет нашей обязанностью. И поскольку РФ фактически никому убежища не предоставляет, люди снова окажутся в положении нелегалов без всякой поддержки, а Россия пополнится жителями без правового статуса. Некоторых из них будет ждать высылка (экстрадиция) в страны происхождения, как это сейчас происходит с узбеками, которых Узбекистан требует вернуть на суд и расправу. Еще надо учесть, что у России по-прежнему нет укрепленной границы с Казахстаном, а это означает, что остановить поток нелегалов в востока будет невозможно.

Так что мы снова не думаем о последствиях своих политических действий по отношению к людям, которых они коснутся.

 См. также:

    Редакция

    Электронная почта: polit@polit.ru
    VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации
    Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
    Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
    средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
    При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
    При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
    Все права защищены и охраняются законом.
    © Полит.ру, 1998–2024.