28 марта 2024, четверг, 17:46
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 мая 2006, 08:36

Удар по Ирану

Судя по утечкам (случайным или преднамеренным) в американской, британской и израильской прессе, широкомасштабные военные действия в Иране маловероятны, а вот превентивные точечные удары по центрам разработки ядерных программ предполагает и ежегодно уточняемый израильский план «Конплан-4305» (1), и, вероятно, существующий план НАТО – точнее, Пентагона. Возможен вариант и совместного удара США и Израиля высокоточными ракетами, предназначенными для разрушения защищенных объектов. При этом первыми целями ударов могут стать 14 ядерных объектов, вторая группа целей – ракетные и авиационные базы, предприятия иранского ОПК, производящие ракетное оружие и компоненты к нему, количество которых насчитывает около 60 единиц.

Вместе с тем, учитывая то, что США и часть их союзников завязли в Ираке, где не прекращается партизанская война, но пока только с суннитами, и что Иран – ведущее шиитское государство (60% населения), вполне возможно, что при нападении на Иран против американских солдат в Ираке выступит и шиитская община. В этом варианте положение станет катастрофическим не только для коалиционных войск. Реальными станут террористические акты во всех странах, которые поддержат силовое решение. Надежда на физическую помощь НАТО достаточно слабая. Кроме того, НАТО, контролирующее 1-2% территории (Кабул, да и то только в дневное время), завязло в Афганистане, где начинаются столкновения с афганскими наркобаронами. Альянс сегодня прилагает огромные усилия для наведения хотя бы косметического порядка в Афганистане и пока не готов поддержать США в еще одной авантюре. В этой связи Соединенные Штаты не могут себе позволить ввязаться в еще одну войну, как бы этого не хотелось администрации Буша. Конечно, ресурсы Америки велики, но не безграничны.

При этом учитываются и высокие антиамериканские настроения в Иране, и нежелание союзников США, но соседей Ирана переносить на свою территорию возможные удары иранских ракет или действия диверсионных групп. Сомнительна коалиция всех североатлантического членов по этому вопросу, даже наиболее верные союзники НАТО постараются оказаться в стороне. Даже ближайший стратегический союзник Америки – Великобритания, получающая от США ядерные ракеты для своих подводных лодок, и то в последнее время дистанцируется от силового варианта. Поэтому наземная операция маловероятна, даже если Иран выйдет из всех договоров.

В большей степени вероятно, что государства – члены альянса подержат идеологию точечных ударов. Возможно, выделят силы и средства для обеспечения воздушных ударов, могут предоставить территорию и воздушное пространство, данные национальных разведок, какие-то незначительные подразделения. Вероятнее всего члены альянса предпримут попытку экономическими мерами (непредоставлением новых современных технологий, возможным ограничением лекарственных препаратов, к ядерной программе отношения не имеющих) вынудить Иран пойти на условия международного сообщества и отказаться от развития атомной энергетики. Возможно, сыграет фактор противопоставления старых членов альянса новым и примкнувшим к ним кандидатами на членство. Возможно, что поддержат силовое решение самые молодые, но самые слабые члены альянса (Румыния, Болгария, Польша, страны Балтии) или вообще еще не члены (Грузия, Азербайджан и страны бывшей Югославии).

Западный сосед Ирана – член НАТО – Турецкая республика имеет на границе с Ираном 2-ю и 3-ю полевые армии (6,7,8 армейские корпуса), 2-е тактическое авиакомандование. Однако сомнительно, чтобы Турция ввязалась в конфликт со своим восточным соседом. С Ираном у Турции одна головная боль – возможность курдской автономии. Напомним, что Турция отказалась предоставить коалиционной группировке свое воздушное пространство и аэродромы в войне против Саддама. Не исключено, что аналогично она поступит в будущей конфликтной ситуации.

Саудовская Аравия, наиболее тесный партнер США и НАТО по предыдущим войнам в Персидском заливе, возможно, займет нейтральную позицию. Эмираты постараются оказаться в стороне. Из арабских стран НАТО может поддержать только Иордания.

Иранский военно-морского флот, дислоцированный в Бушире, Бендер-Аббасе и Джаске, и береговые ракетные части вполне могут совокупными ударами ракетных частей и действиями сил флота не только уничтожить все нефтегазовые заводы и терминалы в соседних странах, но и вообще закрыть все пути доставки нефтепродуктов по Ормузскому проливу между Персидским и Оманским заливами. Остановить судоходство по проливу можно простым затоплением нескольких судов. По экспертным оценкам, через пролив транспортируется 35-40% всей арабской нефти. В этом случае цены на нефть могут «подскочить» до 100 долларов за баррель. Поэтому ведущим странам ОПЕК такая «реклама» совершенно не нужна.

Пакистан, граничащий с Ираном на юго-востоке, не решив проблемы с Индией и остатками движения «Талибан» в западных провинциях, вряд ли будет участвовать в военных действиях против соседней исламской республики, да к тому же своего экспортера энергоресурсов, и просто займет нейтралитет.

В этой ситуации важно, какую позицию займут северные соседи Ирана – Армения и Азербайджан, Россия и Туркменистан.

Армения как один из основных партеров в торговле с Ираном (экспорт в Иран составляет 9,4%, импорт из Ирана – 10,3%), да к тому же союзница России и по двусторонним договорам, и по членству в ОДКБ, естественно, не даст разрешение на использование своей территории или воздушного пространства в вероятной воздушной операции. Поскольку для Армении Иран важен не только как торговый и транспортный партнер. При возможной силовой акции Армения не только понесет экономические убытки, но и будет вынуждена решать возникшую проблему появления массы беженцев в приграничных с Нагорным Карабахом районах.

Азербайджан, напротив, активно сотрудничает и с Турцией, и с Соединенными Штатами и, по просочившейся в печать информации, дал согласие на развертывание части сил в случае боевых действий против Ирана. Примером тому является оборудование с американской помощью трех бывших советских аэродромов: под Сумгаитом (бывший Насосный), где в советские времена дислоцировался авиационный полк; в поселке Кала, недалеко от Баку, и в Кюрдамире на бывшем аэродроме. Афишируемая цель – защита нефтепровода Баку–Джейран, не афишируемая – видимо, блокирование войсками НАТО Ирана с севера и по Каспийскому морю. Иначе зачем было подписывать контракт по созданию морской пехоты, для которой Соединенные Штаты поставят несколько катеров? С другой стороны, в соседней стране проживает большая часть азербайджанской диаспоры, что немаловажно для азербайджанского общества, которое может не поддержать решение правительства присоединится к антииранской коалиции.

Грузия, возможно, станет самым верным союзником Америки из всех южнокавказских государств, полагая, что это ускорит быстрейшее прохождение программы для вступления в Европейский союз и НАТО. Не имея непосредственной границы с Ираном, Тбилиси может предоставить территорию и воздушное пространство для частей подскока при нанесении ударов по северной части Ирана.

Таким образом, на сегодняшний день в предполагаемой силовой акции у американцев могут быть только два союзника. Это в первую очередь Израиль, воспринимающий Иран как угрозу своему существованию, и по большому счету удар более возможен именно со стороны Израиля. Вспомним выступление Беньямина Нетаньяху, лидера партии «Ликуд», который заявил в декабре 2005 года, что если он победит на выборах в марте, то продолжит политику Менахема Бегина (нанесшего в 1981 году удар израильской авиации по иранскому ядерному заводу) и полагает, что Израиль должен это сделать и сейчас» (2). И второй союзник США – это Грузия, практически несостоявшееся государство, руководство которого считает, что за поддержку курса Вашингтона страна получит политическое и экономическое вознаграждения.

Для России неприемлем ни один из существующих в настоящее время вариантов решения сложной иранской проблемы. Возможная разработка Ираном военной ядерной программы и обладание ядерным оружием могут превратить добрососедские отношения в натянутые отношения государств с гипотетической угрозой несанкционированных пусков. При этом Россия вынуждена просчитывать худший вариант, а именно несанкционированные пуски ракет в направлении российских земель. Нельзя забывать, что в Ираке полтора десятка крылатых ракет при использовании иракцами подавителей помех спутниковых сигналов российского производства упали на территории сопредельных с Ираком стран. Этого следует ожидать и при предполагаемых ударах по Ирану. Кроме того, следует учитывать, что досягаемость иранских ракет позволяет им долететь до рубежа Поволжья и Южного Урала. Это требует от России создания мощной группировки ПВО на южном направлении.

В настоящее время никто не сможет точно определить, сколько имеется у иранской стороны обогащенного урана. Поэтому точечные удары американских или израильских ВВС по объектам производства ракетного оружия и предприятиям по производству обогащенного урана с целью их уничтожения могут вызвать и радиоактивное заражение местности. А учитывая муссонный характер ветров на Каспии, радиоактивное заражение может достигнуть и территории Российской Федерации.

Наибольшие проблемы может вызвать резкое сокращение поставок энергоносителей, в первую очередь для Китая и Индии, которые не имеют таких стратегических запасов, как Америка и Европа, созданных после событий 1973 года, а это чревато спадом производства и обвалом национальных валют в этих странах, что тоже затронет Россию.

Думается, что ожидания западных стран относительно возможностей России по оказанию давления на Иран многократно завышены. На самом деле, влияние России на Иран достаточно слабое, товарооборот между нашими странами незначительный, совместных предприятий почти нет, за исключением туристических компаний и нескольких мелких корпораций. Сотрудничество в военно-технической сфере практически пока развертывается. Рычаги влияния на Грузию – страну, наиболее приверженную силовой акции, – отсутствуют. Поэтому российская позиция в этой ситуации практически нейтральна, поскольку все варианты силового решения для нас неприемлемы, а изменить правила игры Россия не в состоянии.

Примечания
1. Независимая газета 17.01.2006.
2. Пломбы обойдутся дорого. Красная звезда. 14 января 2006.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.