29 марта 2024, пятница, 11:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 апреля 2006, 09:27

Лесной ресурс без национальной политики

На совещании по лесному сектору президент, как всегда, старался быть точным и логичным, отталкиваясь от достигнутого, – то есть переходя от реалий к перспективам. И как же, оказывается, легко заморочить голову даже умному, но не сведущему в лесном деле человеку, говоря о том, что «Концепция развития лесного хозяйства на 2003-2010 годы» и «Основные направления развития лесной промышленности до 2015 года», принятые правительством в начале 2003 года, есть «определенные шаги по выработке государственной политики в этой сфере» (из выступления Президента РФ 06.04.2006).

Эти документы не тянут даже на эскиз программы государственной лесной политики, потому что узко замкнуты, в основном, на регулировании лесопользования (Концепция) отдельно от модернизации лесозаготовки и деревопереработки (Основные направления). В «Концепции развития лесного хозяйства на 2003-2010 годы» нет ни слова о лесном рынке, на который работает лесное хозяйство, пусть даже и государственное, в рыночной экономике. А в «Основных направлениях развития лесной промышленности России» нет ни слова о лесном хозяйстве, поэтому оба документа трудно назвать определёнными шагами в сфере лесной политики России. Скорее, это просто дежурная отписка бюрократии.

Это значит, что правительство так и не вышло из зашоренного состояния, считая по инерции советских времён, что лесное хозяйство есть просто сырьевой придаток ЛПК. Лесной политики у нас как не было тогда, так нет и по сию пору.

Совещание в Сыктывкаре показало, что правительство наконец догадалось, какие огромные доходы может извлекать из федеральной государственной собственности – лесного фонда, если взяться за дело с умом. Ещё в 2002 году вопросы лесного хозяйства и ЛПК рассматривались Президиумом Государственного совета РФ. Созданная тогда специальная рабочая группа «Развитие лесного хозяйства и лесопользования в Российской Федерации» под председательством губернатора Новгородской области М.М. Прусака, в состав которой имеет честь входить автор данных заметок, подготовила доклад и рекомендации по устойчивому развитию лесного хозяйства и лесопользования в Российской Федерации. Доклад был заслушан на заседании Президиума Государственного Совета 3 июня 2002 года.

Приятно осознавать, что спустя четыре года основные положения этого доклада стали претворяться в жизнь. Медленно запрягают в России, а вот быстро ехать лесному сектору не удастся: незаконные лесозаготовки не позволят, потому что их рост – верный симптом потери управляемости лесным хозяйством и низкой эффективности ЛПК.

Когда Президент РФ говорил о необходимости повысить эффективность лесопромышленного комплекса, чтобы его доля стала более весомой, а не «чуть более одного процента ВВП», он имел в виду количество и качество производимой продукции. Об этом имеет смысл говорить только при наличии внутреннего оплаченного спроса на лесные товары и привлекательной конкурентной цены на вешних рынках. Почему-то наши лесоторговцы под конкурентной ценой понимают лишь заниженные цены на круглый лес, чего нельзя сделать в отношении продукции деревопереработки. Только недобросовестный производитель будет продавать свою продукцию по цене ниже себестоимости. А ведь там ещё и посредники есть… Поэтому и импортируем лесобумажную продукцию.

Отсутствие дорог до настоящего времени спасало остатки русского леса от коммерческих рубок; более 60% вывозки леса осуществляется в зимний период. Конечно, Президент РФ не может не знать этого. Но вот вопрос: кто оплатит строительство лесных дорог, без которых чисто технически невозможно организовать лесозаготовки в регионах, где период зимней вывозки слишком короток, например, в Северо-Западном Федеральном Округе? Неужели бюджет? Но тогда надо объявлять федеральной государственной собственностью не просто стоящий растущий лес, а древесину из этого леса, что было бы и справедливо, и экономически выгодно.

Не будем обольщаться результатами Сыктывкарского совещания. Конечно, всем стало ясно, что президенту заморочили голову достаточно серьёзно, коль он считает, что базовое решение проблемы – принимать Лесной кодекс. Это документ, как и всякий другой закон в России, «... куда повернул, туда и вышло».

Понятно, что если козла (то есть ЛПК), запустить в огород с капустой (то есть в лес) – он наестся до отвала. По сути, и новый Кодекс, и поправки к нему (ФЗ№199 от 31.12.2005) направлены именно на это – на отделение государства (то есть народа) от леса и запуск козла в огород. Лес теперь – просто рыночный ресурс. И нет сомнений, что лесные бароны скупят по всему миру лучшие технологии по переработке древесины, чтобы организовать здесь производство самых современных, лучших лесных товаров.

А европейцы, китайцы и даже североамериканцы будут беречь свои леса, потому что им очень нравится, как наш президент говорит, что лес – не просто природное богатство, а потенциальный источник устойчивых и солидных доходов и одновременно экологический щит не только для нашей страны, но и для всей планеты. И нужные им (европейцам, китайцам и американцам) лесные товары будут поставляться из России, которая должна очень гордиться, что мы скоро не просто кругляк будем экспортировать, но и лучшую в мире продукцию деревопереработки, купить которую народ в России не сможет по простой причине – зарплата не позволяет.

Как прав был Марк Твен, когда вложил в уста одного из своих героев исторические слова, что банки Техаса должны грабить только техасцы. Конечно, как же иначе. Пора покончить с жалкой практикой наживы на каком-то там кругляке, когда «Наши соседи продолжают зарабатывать на российском лесе миллиарды долларов» (из выступления президента Путина в Сыктывкаре). «Упущенная страной выгода» на самом деле – упущенная лесными баронами добыча, ведь банки Техаса должны грабить только техасцы. Конечно, не будут забыты слова президента о том, что «в передовых странах очень эффективно развиваются новые технологии восстановления лесов», потому что если рубить так, как хочется ЛПК, то скоро придётся закупать кругляк или брать в аренду леса в упомянутых передовых странах.

Что же касается желания президента «предпринимать срочные и конкретные меры», то при этих словах первым делом возникает безумная мысль: «Неужели во главе лесного хозяйства наконец поставят специалистов?».

См. также другие тексты автора:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.