28 марта 2024, четверг, 21:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 апреля 2006, 09:33

«Все было не так страшно, как пытаются сделать сейчас»

1 апреля начался весенний призыв, проходящий в соответствии с существующей в России всеобщей воинской обязанностью, но с поправкой на все еще действующие 25 отсрочек. Призыв начался на фоне постоянных сообщений о царящих в армии издевательствах над призывниками, обещаний Министерства обороны сохранить призыв, но сократить срок службы до года и решения правительства внести в Госдуму законопроект об отмене значительной части отсрочек. О проблемах призывников и российской армии мы побеседовали с председателем Союза комитетов солдатских матерей Валентиной Мельниковой. Беседа происходила по окончании митинга, состоявшегося в день начала призыва по инициативе Республиканской партии, которую поддержали Объединенный гражданский фронт Гарри Каспарова, Союз правых сил, Молодежное движение «Оборона», «Смена», «Мы», «Российские радикалы», Лига за отмену призыва и другие организации и движения. Главными требованиями собравшихся были отставка министра обороны и переход к профессиональной армии. Среди множества самых разнообразных флагов были лозунги: «Да – отмене призыва, нет – отмене отсрочек!», «Защитим защитников отечества!», «Брать будут всех» и «Призыв – могила для талантов». Интервью взял Сергей Быковский.

Чему был посвящен закончившийся митинг?

Цель в его названии – "Выбираю профессиональную армию". Это требование, которое предъявляют Солдатские матери государству еще с 1989 года. Сейчас уже всем стало понятно, что военная служба по призыву – это форма рабства, что офицеры не только над солдатами издеваются, но и сдают их на работу, получая за этот рабский солдатский труд деньги, что ребята просто исчезают. Мы вокруг проблемы отмены призывного рабства собирали этот митинг, но правительство преподнесло нам еще один «подарок»: отмена отсрочек для семей, в которых молодые ребята являются единственными кормильцами, работоспособными людьми, несущими на себе обязанности сыновей престарелых родителей или отцов маленьких детей. Сегодняшний митинг стал митингом гражданского сопротивления.

у семей, которые и так практически не могут нормально жить, отнимают последнюю возможность существовать физически. Отменять отсрочку от призыва для ребят, у которых на руках родители-инвалиды 1-й и 2-й группы – это даже невозможно себе представить. Все эти годы, наоборот, бывали ситуации, когда вроде бы отсрочка не положена парню, потому что есть еще какие-то там дети или внуки, но из-за понимания тяжелых семейных обстоятельств (например, кто-то в тюрьме или есть лежачий инвалид), естественно, ребят оставляли. А сейчас пусть лежит себе подыхает. Вот, что получается. Я как человек немолодой смотрю с точки зрения пожилых людей. Но есть и другая сторона. Сколько сейчас молодых семей, у которых ребенок маленький родился, кто-то из девчонок собирается второго рожать? И что? Как можно содержать ребенка на 125 рублей в месяц?

Министр обороны Иванов сказал, что численность армии за 5 лет его работы сократилась на 200 тысяч человек. А к 2011 году он планирует сократить армию еще на 35 тысяч. Как это увязывается с отменой отсрочек?

Я не знала, что он до 2011 года планирует быть министром. Смотрите, как замахнулся-то! На самом деле, до сих пор так называемое сокращение армии при Иванове – это просто ликвидация пустых клеточек в штатном расписании. Реального сокращения нет. Солдатские должности не сокращаются, офицерские младшие должности частично пустуют, потому что ребята - молодые офицеры - уходят из армии. Но эти же клеточки заполняются ребятами-"пиджаками" так называемыми, выпускниками военных кафедр. И их собираются призывать всех. Если сейчас их призывают в год около 20 тысяч, то собираются призывать 35-40 тысяч. Никакого сокращения не предвидится. Более того, с самого начала наши депутаты Комитета по обороне, министр обороны и председатель Госдумы Грызлов говорят: "Нам нужно призывать в два раза больше". Это значит, что вместо тех 750 тысяч солдат и сержантов, которые сейчас служат по призыву, пока мы говорим, они хотят 1,5 миллиона призывать. Тогда понятно, что им нужно отменять все отсрочки. А иначе не понятно. Если численность солдат и сержантов должна остаться той же, меняется только соотношение, то есть призываются не постепенно за 4 призыва, а за два, но число-то то же самое, поэтому тут никаких отсрочек отменять не надо. Отсрочка – это что? Это значит, что у человека какие-то обстоятельства: учеба, семейные обстоятельства. Обстоятельство меняются, основания для отсрочки исчезают, и он уходит в армию.

Срок службы правительство предлагает сократить. При этом увеличивается количество призывников.

Да, в абсолютном исчислении Иванов хочет увеличить. Если бы он говорил, что у нас уменьшается число, мы должны сохранять его стабильность. Нет. Везде говорится одна и та же фраза. Когда Грызлов мне ее сказал, я была просто потрясена: "Нам нужно в два раза больше призывать".

Есть еще такой нюанс - связь этой темы с демографической ситуацией.

Про демографическую ситуацию никто ничего не знает. Я за последние полгода видела, по крайней мере, три демографических исследования, основанные на совершенно разных данных. Одно, которое кажется достаточно достоверным, - это исследование доктора наук Виталия Ивановича Цымбала из Института экономики переходного периода. Поскольку никаких достоверных данных нет, они экстраполируют на несколько лет число мужчин, доживших до 18-и, где-то 650 тысяч в год. С интересом недавно прочитала в какой-то газете, не помню в какой, что по государственному прогнозу ежегодно до 18 лет будут доживать миллион мужчин. Но миллион у нас доживал в Советском Союзе. Так чего тогда дурака-то валять? Я не понимаю, что за паника такая. Все разговоры про демографическую яму пока досужие. Должно быть, по крайней мере, три эксперта, которые бы одинаково оценили ситуацию. Пока цифры у всех разные. Насчет демографических проблем поэтому я ничего не знаю.

Это один из мифов: "Вот, демографическая яма!" Причем, этот миф впервые как раз начали распространять генералы из Генштаба. Мифам я верить не привыкла. Есть какие-то данные? Покажите. Мы не претендуем на то, что мы можем сами что-то посчитать. Но я, в конце концов, человек с высшим образованием и понимаю, что может быть проведено научное исследование, причем, разными методами. Пока есть какие-то оценки: от 650 тысяч, доживших до 18-и, до миллиона. На самом деле, это очень большие цифры.

Как связаны инициированные Ивановым реформы с прошедшими накануне громкими скандалами, в частности, с "делом Сычева"?

А где у нас реформы армии? Иванов три раза за пять лет сказал, что реформа вооруженных сил закончена.

Отмена отсрочек и сокращение срока службы не могут считаться реформированием армии?

Это называется сохранение статус-кво. Тут не реформа, а, наоборот, - сохранение советской системы и даже усугубление её, потому что в советское время были отсрочки от призыва. У родителей-пенсионеров ребят не отбирали. Все было не так страшно, как пытаются сделать сейчас.

Но есть ли связь между "делом Сычёва", последовавшей волной информации о случаях дедовщины в вооруженных силах и нововведениями Иванова, сокращением срока службы?

Этого я не знаю. Может, что-то и можно связать. Я не очень понимаю, как трагедии солдат связаны с активностью СМИ, которая меня восхищает. Я восхищаюсь храбростью главных редакторов, которые продолжают писать, показывать истории с нашими мальчишками, которые мы им регулярно передаём.

А почему произошел всплеск информации о случаях дедовщины? Его вызвало громкое "дело Сычёва"?

Поскольку я и моя коллега из Челябинска явились единственными проводниками для журналистов в самом начале этого дела, я поняла так: поскольку очень многие СМИ ужаснулись происшедшему, где-то 20 января, после того как Радио "Свобода" долго вело этот сюжет в одиночестве, как-то все вдруг увидели происходящее. Все ужаснулись. И тут приезжает Иванов и говорит: "Ничего серьезного не произошло". Когда мне стали звонить журналисты с просьбой прокомментировать эту фразу Иванова, я впервые за 17 лет услышала искреннюю человеческую ярость в вопросах журналистов. Обычно все просто работают, а тут было искреннее возмущение. Я думаю, что это возмущение еще кипит, потому что история действительно очень страшная...

Они же его неделю держали, никуда не возили, ждали, пока он умрет. Врач, который делал операцию, так и сказал, что к нему парень поступил в предсмертном состоянии. Понимаете? Ждали, пока он просто тихо умрет. И вдруг этого не произошло. И вдруг вот такое. И хорошо, потому что мы устали бороться с эмоциональной тупостью и черствостью людей: "Моего сына не трогают, и – все хорошо". Или когда говоришь: "Ну куда ж ты его отдаешь?" – "О, с ним ничего не произойдёт". Или, как отцы говорят: "Я его научил сопротивляться". – "Хорошо. Он убьет своего обидчика и сядет на 15 лет. Тебе легче будет?" Люди не ощущают чужое горе и чужие трагедии, как свои собственные. А тут талантливые журналисты в России как-то заставили это почувствовать.

Моя коллега, Ида Куклина, на митинге правильно говорила, что Иванов чувствует себя фюрером. Он уверен, что он преемник, что никаких ограничений его амбициям нет. Он может чувствовать себя в какой-то степени даже новым Андроповым. Если человечески рассуждать на эту тему, то какие основания предлагать такие вещи? Значит, он себя ощущает вне закона, вне каких-то норм. Поэтому: "Ах, вы говорите, что у меня все плохо, так я вам еще покажу".

Это мое человеческое рассуждение. Не знаю, может, политически это выглядит по-другому, но по-человечески это называется, мягко говоря, вседозволенность.

Может ли быть, что кампания в прессе о случаях дедовщины инспирирована какими-то политическими конкурентами Иванова?

Это тоже хороший миф, который Генштаб вбросил в ваши головы. Когда наши замполиты увидели, что они все в дерьме, они решили всю эту историю перевернуть. С чего началось? Замполиты, приехавшие сначала не из штаба сухопутных войск, а из Управления по воспитательной работе, начали говорить: "Нет. Это он сам. Он попросил, чтобы его избили. Эта журналистская кампания, это затеяли Солдатские матери –  специально, чтобы дискредитировать Иванова". Наши замполиты умеют классно перевернуть все и внедрить это в слабые российские мозги: "Солдатские матери спелись с военными прокурорами, сами довели мальчишку до ампутации, для того чтобы дискредитировать министра". Это совершенное советское, ГЛАВПУРовское построение. Это логика Главного политуправления вооруженных сил СССР – они умеют вывернуть ситуацию виртуозно. Может быть, кто-то и поддержал это, посмотрев "сквозь пальцы" на то, что делается, – могли бы, конечно, всех и остановить. Но началось все абсолютно стихийно. Я, человек, работающий с прессой давно, в такой ярости народ вообще никогда не видала.

С первого апреля в Москве открывается "горячая линия" по призыву, созданная властными структурами.

Это по нашей просьбе. Вообще в военной прокуратуре должна быть "горячая линия". Но обычно это бывает немного позже, в мае, когда начинается отправка в части. Это должно быть в московской городской военной прокуратуре и в Главной военной. И когда-то это было в правительстве Москвы, потому что у нас есть городская призывная комиссия, которая отвечает за призыв, – теперь она и выносит решения. В течение последних четырех лет эта городская "горячая линия" была на Угрешской улице (сборный пункт города Москвы). Сам горвоенкомат отвечал на вопросы, законно ли они поступают или не законно. Вот такая дурацкая история была. Поэтому я не знаю, что за "горячая линия", кто там будет дежурить.

Это делалось достаточно много лет. Другое дело, что пока это было в городском правительстве, там сидели чиновники, и можно было как-то контролировать (у них велся журнал записей, все докладывалось), а в городском военкомате – понятно, что все это "в пользу бедных". А прокуратура - да. В прокуратуре "горячая линия", они фиксируют нарушения и как-то помогают, но это бывает, обычно, во второй половине призыва.

Из Москвы вообще сейчас призыв нельзя будет отправлять, потому что по закону о воинской обязанности, моментом начала прохождения военной службы является тот момент, когда призывник покидает сборный пункт субъекта федерации. А у нас сборный пункт субъекта федерации на Угрешской улице, а там был большой пожар, и субъект федерации потерял свой сборный пункт.

Я прочитал сегодня, что ваш представитель в Общественной палате…

У нас нет представителей в Общественной палате. Большакова – это представитель генеральских жен в Общественной палате. Марина Артемовна Большакова представляет Союз семей военнослужащих и в правлении у нее - жены других генералов. Это генеральская и полковничья организация. Это дубли. И что там было написано?

Что Комитет солдатских матерей, который она представляет в Общественной палате, не будет бойкотировать призыв в армию.

Это тоже замполитовские штучки! Это то, с чем мы имели дело с 1990 года, когда была создана первая организация-двойник. 1 июня на нашем митинге вдруг оказывается, что потихонечку, параллельно кто-то там что-то учредил и через две недели объявил. Это история старая. Генералы хотят прикрыться вот этими ширмами. Ни черта у них не получится.

Вы ожидаете всплеска активности населения в связи с отменой отсрочек?

Во-первых, мы рассчитываем, что наш призыв "Все ваши дети не годны по здоровью" будет, наконец, услышан. И народ займется своими детьми: обследованием, лечением, оформлением документов, ксерокопированием амбулаторных карт, которые, извините, в локоть толщиною. Когда мне говорят: "Мой сын здоров", у меня это, кроме смеха, ничего не вызывает.

Но не могут же быть все больными.

Все по-разному. Дело в том, что существуют международные профессиональные критерии требований к здоровью граждан мужского и женского пола. Так же, как и для любой профессии, для профессии солдата должен быть определенный уровень здоровья. Российская молодежь мужского пола этим требованиям к здоровью не отвечает. В России недостаточно развитое здравоохранение, недостаточно развитое образование, для того чтобы граждане вырастали здоровыми. А дальше народ будет бороться и за отсрочки тоже, я думаю.

А что это за международные критерии?

Это Всемирная организация здравоохранения. Она имеет перечень различных требований к различным профессиям - шахтера, врача, военнослужащего, полицейского, ко всем свои требования.

Проводились ли какие-то статистические исследования относительно здоровья молодежи призывного возраста?

А какие статистические?! Они проходят у нас каждый год. Фактически вся молодежь мужского пола проходит через консультации Комитетов солдатских матерей. Год за годом. Пять лет назад я бы еще не рискнула спорить на ящик коньяка с любой семьёй. А сейчас я даже по телефону спорю. Была "горячая линия" "Аргументов и фактов" три дня, и мы отвечали на звонки со всей России. И вот мне папа излагает: "Вот, сын учится". Я говорю: "Чего вы переживаете? Сын не годен по здоровью". И когда на мои вопросы отец начинает отвечать, выясняется, что да – мальчик не годен по здоровью. Заболевания позвоночника, врожденные заболевания, тяжелые ревматические суставов, врожденный порок сердца, потому что никто их вовремя не распознает. Операция на сердце – это у нас вообще немыслимая вещь, только когда ребенок умирает. Какие-то реабилитационные мероприятия тоже не проводятся, поэтому для обычной жизни восемнадцатилетние ребята годны.

Плохо, если просыпаются, когда ребенка надо уже с вокзала выдергивать. Почему я люблю, когда с маленькими детишками приходят? У них еще два года впереди. Всему научим, все сделаем, к 18 годам он пошел – военный билет получил. Поэтому самое лучшее, когда народ проходит через наши собрания, через помощь.

Но нужно заниматься подготовкой людей для военной службы: отбирать или поощрять тех, кто хочет идти на военную службу и улучшать их состояние здоровья заранее.

Это будет возможно, если армия будет контрактной.

Именно так и нужно, иначе мы вообще потеряем возможность как-то воспроизводиться. Плюсы профессиональной добровольной военной службы в том, что государство озабочено, во-первых, созданием условий, привлекательных для самой военной службы, а во-вторых, тем, чтобы готовить людей.

Закон об отмене отсрочек, вы считаете, легко пройдет в Госдуме?

Что я могу сказать про закон? Я думаю, что думцы обменяют отмену отсрочки для ребят, у которых родители инвалиды 1-й и 2-й группы, на отмену отсрочки для студентов. У меня такой прогноз.

Всем студентам всех вузов?

Да, без исключения. Я не вижу в Думе ни одного человека и ни одной партии, способных это безумие остановить.

Это вызовет большой резонанс.

Да. Когда еще в 2004 году хотели отменить отсрочку для студентов, мы с «РОМИР-мониторингом» провели опрос по всей России: 87% студентов и преподавателей были готовы протестовать. Я думаю, что сейчас они так и сделают.

В глазах общественного мнения отмена отсрочек студентам хуже, чем отмена отсрочек опекунам.

В глазах мирового и российского общественного мнения оставлять инвалидов 1-й и 2-й группы вообще без помощи - это ни в какие ворота не лезет. Мы будем стараться, чтобы ничего не отменили. Потому что отмена отсрочки для ребят, которые обязаны ухаживать за престарелыми больными родителями или участвовать в воспитании малолетних детей, противоречит Семейному Кодексу. Я сейчас буду пытаться своих товарищей по правозащитному лагерю сподвигнуть на то, чтобы постоянно объяснять прессе, военным, депутатам, что они попирают кодекс России, на котором держится любимая ими семья. И они еще говорят "демография". Что вы делаете?

Еще будете проводить какие-нибудь акции?

Я думаю, что письма (заявление об отказе участвовать в призыве, опубликованное на сайте Республиканской партии), которые народ будет писать сейчас, объясняя свое сопротивление крайней необходимостью, в которую их поставило государство, будут массовой акцией.

А почему не на вашем сайте опубликовано письмо?

А у нас людей нет. Нам молодежь нужна, которая может помочь обновлять сайт. Рук у нас не хватает. У нас беглецов в год 20 тысяч.

Но я вижу, на митинге вам предлагали люди свою помощь.

Я надеюсь, что люди придут. Бывали моменты, когда у нас было много людей, помогали. Но сейчас, конечно, тяжелое время.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.