29 марта 2024, пятница, 18:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 марта 2006, 10:16

Невротическая страсть к порядку

24 марта исполнилось 205 лет (по новому стилю) со дня убийства российского императора Павла I. Сын Екатерины II, он во многом демонстрировал альтернативные стилистику и содержание политики. Павел – один из русских самодержцев, вызывавших наиболее полярные мнения. Об устоявшихся взглядах на личность Павла I, о реальных обстоятельствах его жизни и смерти, а также о специфике его политики мы побеседовали с доктором филологических наук, профессором МГУ, автором монографии “Павел I” (серия “ЖЗЛ”) Алексеем Песковым. Интервью взяла Александра Егорова.

Насколько образ Павла I, сложившийся в массовом сознании, соответствует реальной исторической фигуре?

Начнем с того, что мы мало знаем про реальное состояние массового сознания. Отдельные случаи проявления симпатий к Павлу I встречаются. Однако в целом эта фигура мало исследована, и она так же незначительно представлена и в массовом сознании. В период правления Романовых обстоятельства убийства Павла I всячески скрывались. Первые более или менее адекватные исследования обстоятельств его жизни и смерти появились только после революции 1905 года. Ну а потом началась мировая война, затем революция. При большевиках изучение биографий императоров совершенно не приветствовалось. Исключение составляла только фигура Петра I. Специальных исследований царствования Павла I, естественно, не проводилось. Тем значительнее выглядит заслуга Натана Эйдельмана, который в своей книге “Грань веков” впервые за 80 лет нарисовал картину жизни Павла I.

Историки XIX века писали о том, что политика Павла I была антидворянской. Советские историки утверждали обратное. Как было на самом деле?

В рамках марксистской идеологии вообще считалось, что любой начальник – против народа. Позиция дореволюционных историков сводится не к тому, что политика Павла I была антидворянской в принципе. Она была таковой только в том смысле, что он пытался заставить дворянство служить в полной мере. С точки зрения Павла I, дворянство – особенно столичное – погрязло в разврате и забыло о долге службы. При этом, стремясь добиться своего, он не чурался ни рукоприкладства, ни оскорблений. Практиковал и ссылку. Естественно, дворянское сословие было оскорблено этими мерами.

Какова же была в таком случае социальная база этого монарха? На кого он опирался?

На дворянство, в любом случае. Понимать буквально тезис о его “антидворянской политике” не стоит. Отчасти он основан на трактовке манифеста о трехдневной барщине (согласно которому, помещику не рекомендовалось использовать крестьян на барщине больше трех дней в неделю). Однако Павел считал, что раз император сказал, то так и будет, но на местах помещики и не подумали прислушаться к манифесту.

Известна приверженность Павла I идеям “законности и порядка”. Как это уживалось в его системе ценностей с фактическим установлением личной диктатуры?

Одно другому нисколько не мешает. Многие диктаторы считали, что они судят по закону. Кроме того, Павел не слишком хорошо себе представлял реально существовавшее законодательство. В самом начале своего царствования он повелел собрать все действовавшие акты. Но законы того времени не были упорядочены, их было очень много, часто они противоречили друг другу, была путаница. А времени разобраться в этом у него просто не было, он царствовал очень недолго.

Он очень активно сам занимался законотворчеством. Не следовал ли он в этом “духу и букве” политики своей матери – “просвещенному абсолютизму” Екатерины II?

Для ответа на этот вопрос нужно четко представлять себе, как на практике реализовывался “просвещенный абсолютизм” Екатерины II. Такой идеал действительно постулировался во время ее царствования. Однако в своей политике она зачастую руководствовалась критерием “здравого смысла”. Если то или иное действие соответствовало этому понятию в конкретной ситуации, оно проводилось в жизнь. А уж существовал на этот счет закон или нет – второй вопрос.

Аналогичным образом действовал и сподвижник Екатерины II и ее фактический супруг Г.Р. Потемкин. Утверждение, что он соблюдал законы, выглядит явной натяжкой. При этом он решал важнейшие для страны задачи. Если Петр I вывел Россию на Балтику, то князь Потемкин реализовал потребности России в присутствии на Черном море. Поэтому легкие расхождения с законами ему, конечно, прощались.

Павел был более прямолинеен, чем его мать. Он считал, что законы должны строго соблюдаться и каждый должен руководствоваться ими на практике. Здесь сказались и особенности его невротического склада. Для невротика, прежде всего, нужен порядок, который должен поддерживаться какими-то четко выраженными семиотическими мерами. Они должны фиксировать правила и нормы в окружающем пространстве, символизировать этот порядок во всем – включая архитектуру и изобразительное искусство. Законодательство тоже выполняло эту функцию.

Как можно объяснить активную и противоречивую внешнюю политику Павла I? Чем он руководствовался: соображениями реальной политики или идеологическими мотивами?

Он исходил из абсолютно реальных предпосылок. В этом отношении он продолжал курс Екатерины II. Сначала он решил, что Россия не должна участвовать в войнах. Поэтому первый год его царствования был мирным. Однако потом его взгляды изменились. Как известно, Россия воевала с Францией в союзе с Австрией, и русские войска под командованием Суворова разбили французов.

Но в 1800 году он осознал, что Наполеон, скорее всего, станет единовластным правителем и с республикой будет покончено. С этого времени начинают готовиться переговоры с Наполеоном. Сама смерть Павла I была также связана и с этой политикой. Английское правительство не поскупилось на оплату заговора. Иначе, если бы события продолжали развиваться в этом ключе, произошло бы сближение России с Францией. И оно направлено было бы против Англии. Поэтому она, скорее всего, сделала все, чтобы устранить неудобную фигуру.

Участие Англии в заговоре – доказанный факт?

Когда одно правительство субсидирует государственный переворот в другой стране, документов на этот счет обычно не оставляют. Судить об этом можно только по косвенным данным, по оговоркам отдельных лиц. Такие оговорки есть, существуют и другие косвенные свидетельства. Например, где-то за месяц до переворота в сторону Финского залива была направлена английская эскадра. Разгорелась бы война Англии и России или нет, - трудно сказать, но ситуация была сложная.

Ваша работа о Павле I выходила на французском языке. Популярна ли эта фигура среди западных исследователей?

Серьезные работы, посвященные периоду правления Павла I, на Западе выходили. Среди ярких исследователей можно упомянуть Изабель де Мадариага (дочь испанского посла, который после переворота 1937 года не вернулся в Испанию, она работает в Англии). Основной предмет ее научных интересов – время правления Екатерины II, но параллельно эта тематика заставила ее обращаться и к царствованию Павла I.

Довольно устойчиво представление о психической болезни Павла I. Несколько дореволюционных работ по его биографии принадлежат перу врачей-психиатров. Насколько эти представления обоснованы?

Доказать безумие любого человека невозможно без его присутствия. С большей уверенностью можно утверждать, что Павел I страдал достаточно тяжелой формой невроза. Но заболевание не переходило ни в стадию маниакально-депрессивного психоза, ни, тем более, в шизофрению. Шизофрения вообще не могла у него развиться, потому что человек с этим диагнозом рождается с ним, а не приобретает его в процессе жизни.

Если упрощенно рассмотреть схему поведения невротика, то получится следующая картина. Человек ставит перед собой определенную цель и стремится к ее немедленному достижению. Как правило, это у него не получается. Тогда человек переходит в стадию фрустрации – у него появляется тоска, он становится раздражительным. Если фрустрация протекает в пассивной форме, человек переживает это настроение внутри себя, если в активной – срывает раздражение на окружающих. Судя по многим реакциям Павла I, он был невротиком, причем активным.

Либеральный историк начала ХХ века А.А. Корнилов утверждал, что правление Павла I было лишенным внутренней логики, его действия – хаотическими. Вы согласны с этим?

Это зависит от позиции наблюдателя. Если посмотреть с внешней стороны, то сменить четыре состава правительства за четыре года – это чересчур. Но в действиях Павла I во внутренней политике можно проследить и четкую последовательность. В частности, это касается его стремления установить законность. Согласно своим представлениям о том, что каждый человек должен на своем месте строго выполнять то, что от него требуется, он пытался подобрать и кадры. Но, как правило, конкретные люди этой установке не соответствовали.

Карамзин писал, что в отношении абсолютной монархии Павел достиг того же, чего добились якобинцы в отношении республики: он сделал ненавистным злоупотребление неограниченной властью. Насколько именно Павел I своей политикой сделал либеральные веяния начала правления Александра I неизбежными?

Свою мысль Карамзин сформулировал очень удачно. Конечно, Павел I издергал столичное дворянство. Постоянные оскорбления, наказания, ссылки подготовили почву для того, чтобы дворянство больше не могло воспринимать деспотизм ни в какой форме. Психологически общество было настроено поддержать другой тип монарха. Новый император должен был стать либо реформатором, либо тихим, добрым, “ангелообразным” царем. Александр I как раз и попытался совместить эти два требования. Он стремился соответствовать указанному образу и пытался проводить реформы.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.