29 марта 2024, пятница, 11:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 января 2006, 08:28

Бомба в Иране – революция в Америке

Уже бурное начало 2006 года гарантировало, что и продолжение его нас не заставит скучать. Попробуем наметить некоторые близкие и далекие зарубежные сюжеты, которые имеют шанс занимать наше внимание в течение ближайших двенадцати месяцев.

Первый же день января ознаменовался обещанным уменьшением поставок газа на Украину – до величины, законтрактованной европейцами.

Газовая проблема как будто решена – во всяком случае, до июля. Зато она стала замечательным поводом, чтобы попробовать отправить украинское правительство в отставку. Что, в свою очередь, поставило под сомнение конституционную реформу. А где-то параллельным курсом еще развивается сюжет с крымскими маяками и планами по созданию на Украине ракетных войск.

Очевидны два сюжета, в свете которых и логично рассматривать все эти события, – выборы в усиленный по конституционной реформе парламент (26 марта) и мероприятия НАТО: встреча министров обороны в феврале и саммит в ноябре, на последнем из которых не исключено выдвижение предложения о подписании Плана действий по подготовке к членству в альянсе Украины.

Поскольку в настолько сжатые сроки приглашение в куда более желаемый Евросоюз явно не последует, даже подобную форму евроатлантической интеграции власти Украины скорее всего предпочтут не упускать. А это, в свою очередь, послужит дальнейшей поляризации политики.

Приглашение же это вряд ли последует, если абсолютным победителем выборов станет Партия регионов Виктора Януковича вместе со структурами Медведчука-Кравчука. Но вряд ли контрольный пакет в новом парламенте получат отдельно взятые Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко или кто-то из бело-голубых. А это значит, что Украину ждут весьма непростые переговоры о создании правящей коалиции, об условиях мезальянса и параметрах будущего курса с дальнейшей корректировкой этих параметров – после прихода к власти.

Пока что на этих выборах Кремль делает не то более разнообразные, не то менее очевидные ставки, чем в прошедшей президентской кампании, что скорее всего даст возможность избежать слишком определенного проигрыша.

Не сулит политического проигрыша в ближайшей перспективе и куда более определенная ставка – на переизбрание Александра Лукашенко (19 марта). Несмотря на более единую, чем раньше, оппозицию и более активную кампанию, Александру Милинкевичу в любом случае вряд ли дадут получить больше 20%, что, впрочем, и так было бы в белорусских условиях серьезной победой.

Хуже может оказаться с экономикой: беспрецедентно низкая на фоне активно пропагандируемого «рыночного» подхода цена на газ для Белоруссии ($46,67 за тысячу кубометров) обосновывается строительством союзного государства и вновь забрезжившими перспективами получения контроля за «Белтрансгазом». Однако в течение этого года мы, скорее всего, опять столкнемся с непринятием решений по реальной интеграции (скажем, переход к единой валюте), «Белтрансгаз» же как не достался России в 2003 году, так вряд ли достанется и в 2006. Что совершенно не исключает обсуждения разных вариантов конституционного устройства виртуального Союзного государства. Пока что для Лукашенко важно спокойно пересидеть выборы, а к моменту обсуждения договора на поставки газа в 2007 году можно будет придумать новую лазейку для сохранения низких цен.

Применение газовой отмычки к разнообразным внешнеполитическим замкам ускорит структурные преобразования в экономике ряда постсоветских стран, поиски альтернативных видов сырья, а также альтернативных его источников. Поисками заниматься будут, впрочем, и совершенно несоветские страны, но обострение иранской проблемы может затормозить этот процесс.

Активное использование новой газовой политики Россией по отношению к традиционным союзникам может привести не к лучшим результатам. Переход Армении со второго квартала на «региональные» цены (те же $110, что и у Грузии с Азербайджаном) скорее всего спровоцирует либо ослабление позиций нынешней власти за счет усиления оппозиции, давно настаивающей на уходе от однозначной ориентации на Россию, либо к переориентации самой власти (как показал прошлогодний опыт с конституционными изменениями, очень ловко перехватывающей выигрышные лозунги).

Усиление западного вектора политики может понадобиться армянским властям и в связи с оживлением процессов карабахского урегулирования. Укрепление Ильхамом Алиевым внутриполитических позиций поставило этот вопрос на повестку дня (с нынешних позиций можно и увереннее давить, и позволить себе какие-то компромиссы).

ОБСЕ уже выразило желание сделать в этом году акцент на урегулировании замороженных конфликтов. И год действительно во многом может пройти под их знаком.

В феврале начнутся переговоры о будущем Косово. Любому сербскому руководству будет практически невозможно согласиться на признание полной независимости края, любому косовскому – на нахождение в составе Сербии. Союзное государство Сербии и Черногории, в которое Косово входит сейчас, имеет шанс распасться по итогам референдума в Черногории (10 февраля вопросы его организации будет рассматривать черногорский парламент, весной ожидается сама процедура).

Несмотря на все усилия Евросоюза, направленные на торможение развала остатков федерации (и для дальнейшего замораживания косовского вопроса, и чтобы не «обижать» Сербию на всех фронтах), слишком заметная часть черногорцев не хочет, чтобы сроки вступления страны в Евросоюз зависели от темпов «демилошевизации» Сербии. А это значит, что придется придумывать какие-то специальные конструкции – или сложно организованное образование на базе Сербии и Косово, или раздел Косово, или что-то более трудно представимое.

В любом случае международное сообщество окажется вынужденным считаться с тем, что прецедент Косово обязательно будет взят на вооружение за его пределами. Самое очевидное – это то, что любые формы суверенизации края или его части вновь подтолкнут сепаратистскую активность албанских меньшинств в других балканских странах.

Но внимательно следят за ситуацией и непризнанные постсоветские государства. То есть отвечать на вопрос, «Почему им можно, а нам нельзя», придется постоянно.

Начало смены политических элит в Приднестровье может стать шагом, облегчающим диалог непризнанной республики как с международным сообществом, так и с руководством Молдавии. Вопрос, однако, еще и в том, будут ли готовы Европа и руководство Молдавии к тому, что диалог этот в лучшем для Кишинева случае приведет к варианту асимметричной конфедерации с международными миротворцами, включающими россиян.

Имеют шанс продолжиться подвижки на южноосетинском направлении, подгоняемые грядущим рассмотрением в грузинском парламенте эффективности миссии российских миротворцев, принятием в Любляне грузинского плана трехэтапного урегулирования и необходимостью добиться неотзыва грузинского согласия на вступление России в ВТО (обусловленного созданием совместных таможенных постов в Рокском тоннеле и на реке Псоу). Важным знаком на этом пути стало выдвижение примерно того же плана от имени южноосетинского лидера. Вряд ли стоит ждать очень быстрого и однозначно поступательного движения, однако к концу года дискуссии о грядущих формах отношений Южной Осетии и Грузии могут перестать быть исключительно умозрительными.

Вряд ли до этой стадии дойдет урегулирование в Абхазии, хотя встреча Багапш-Саакашвили может состояться, да и участок Транскавказской железной дороги, проходящий по территории непризнанной республики, может вернуться в строй.

Тяжело начался 2006 год для Ближнего Востока. Инсульт Ариэля Шарона – событие значимое далеко не только на национальном уровне. Один из самых сильных политиков региона, он начал, но не закончил реализовывать стройную систему мер по разблокированию ситуации, включавшую отстрел руководителей террористов, строительство стены безопасности, выход из тех мест, откуда эффективнее (с разных точек зрения) выйти, укрепление в тех местах, откуда выходить никто не собирается, и тех, по поводу которых будет вестись наиболее активная торговля в будущем.

При этом по мере возможности завязывались / укреплялись контакты с мусульманскими (арабскими и неарабскими) странами и осуществлялись попытки содействия какой-то нормализации в Палестинской Автономии.

Этой линии было тесно в рамках партийной дисциплины правоцентристов или левоцентристов, и в очередной раз была реализована попытка создания третьей силы (доказательством наличия ниши служили результаты, полученные в 2003 году «Шинуем»). Вмешался отнюдь не политический фактор.

Очевидно, что выборы 28 марта состоятся. Активное участие в них Шарона практически невероятно. Вряд ли мы увидим подавляющую победу «Кадимы»  - равно как и любой другой силы. Отсюда уменьшение возможности четкой, системной политики – без шараханий в стороны, вызванных необходимостью учета специфики каждого партнера по коалиции. В то же время, общественное приятие шароновской линии вряд ли изменится, скорее снизится эффект от ее реализации.

На предвыборную кампанию в Израиле наложились выборы парламента Палестинской Автономии (25 января). Исчезновение контрагента последнего времени может ослабить и так не безумно сильные позиции Аббаса, однако вряд ли стоит ожидать разгромной победы ХАМАС (лидеры которого, впрочем, на всякий случай торопятся заявить, что именно они на самом деле способны по-настоящему вести переговоры с Израилем). После выборов можно ожидать дальнейшего усиления позиций фатховской «молодежи» (вполне среднего возраста) – Мохаммеда Дахлана, Джибриля Раджуба - и продолжения разговоров о возможности специального соглашения об освобождении Марвана Баргути для его прихода в палестинскую политику, хотя и на это решиться было бы легче человеку с репутацией Шарона, чем кому-либо иному из израильских руководителей. Вопросом к выборам является то, в какой степени интегрируются в легальную палестинскую и ближневосточную политику представители ХАМАС.

Несвоевременно сошел с политической сцены Шарон и с точки зрения решения другой проблемы – иранской. Под ее знаком во многом пройдет весь наступающий год.

На 2 февраля запланировано внеочередное заседание Совета управляющих МАГАТЭ. Или оно, или ближайшее за ним почти неизбежно отправит иранское досье в Совбез ООН – слишком откровенно вызывающе ведет себя пришедшее к власти наиболее радикальное крыло «исламских революционеров». При этом, поддерживая мобилизационные настроения внутри и пытаясь агрессивной антиизраильской и антисемитской риторикой завербовать симпатизантов снаружи, на мусульманской улице, – иранская клика все же старается тянуть время, то намекая на то, что переговоры все же следует возобновить (но на известных условиях осуществления всего цикла работ по расщеплению урана внутри Ирана), то путая Кремль хаотичным набором сигналов по поводу поддержанных Европой и США российских предложений. Очень похоже на то, что Тегеран просто старается успеть довести ядерную программу до той стадии, когда попытка уничтожить ее будет чревата ядерной войной.

До какой степени будут защищать отвязавшийся режим аятолл Москва и Пекин, на каком этапе Тегеран заявит о фактическом обладании ядерным оружием, попытаются ли Штаты успеть спланировать и осуществить операцию по его уничтожению, но так, чтобы избежать серьезной войны и слишком серьезного роста цен на нефть и газ, – ответы на эти вопросы мы, вероятно, узнаем уже в этом году.

В не слишком дальней перспективе нас ждет или радикальное преобразование, или смена режима в Сирии, благо сменщик (или человек, которым можно действенно пугать) уже, похоже, найден – экс-вице-президент Сирии Абдель Халим Хаддам. Комиссия по расследованию убийства Харири может вскрыть или не совсем вскрыть факты прямого участия Башара Асада и его брата в угрозах Харири и организации его убийства – в зависимости от того, удастся ли без радикальной смены руководства добиться превращения Сирии в умеренное государство, отказавшееся от покровительства терроризму.

Соседний с Сирией Ирак вместе с разными скандалами становится очень серьезным клубком проблем для администрации США. Если до ноября не случится чего-то чрезвычайного, на довыборах в Конгресс практически заведомо побеждают демократы – несмотря на усиливающиеся попытки дистанцирования республиканцев от нынешней администрации. Успешно проведенная и завершенная до этого операция в Иране может отчасти переломить ситуацию, неуспешная операция грозит Бушу импичментом по любому подходящему поводу. Это при том, что вероятность немедленного успеха в Иране не столь уж велика. Могут повысить шансы республиканцев успехи национальной экономики или начало вывода войск из Ирака – если только не будет впечатления бессмысленного драпа (впрочем, наличие войск в Ираке достаточно сложным образом может оказаться связанным и с решением иранской проблемы).

Российские сюжеты вряд ли будут основанием для поляризации на американских выборах ближайших лет. Неуклонное нарастание критики авторитарных тенденций в России скорее всего будет идти вне зависимости от партийной принадлежности конгрессменов и будущего президента. Единственный фактор, который сможет эту тенденцию преодолеть, – появление сигналов изменения вектора нашего развития.

Достаточно вероятно осложнение отношений Кремля с еще одним западным партнером – Италией. Если только новая избирательная система не выкинет каких-то неожиданностей, можно предполагать проигрыш блока Берлускони и приход к власти левоцентристской коалиции во главе с Романо Проди – вполне умеренным политиком, но не нанимавшимся в адвокаты нынешнего российского руководства.

В такой неблагоприятной ситуации Россия оказалась председательствующей в «Большой восьмерке». Вряд ли дойдет до снятия с нас этого почетного статуса, но и добиться каких-то ощутимых выгод от него вряд ли удастся.

Понятно, что нашим согражданам в первой половине июля лучше избегать излишнего пребывания в Санкт-Петербурге. Понятно, что заявленная заранее в качестве темы «энергетическая безопасность» может оказаться весьма обоюдоострым оружием. Понятно, что мы услышим критические замечания и в ответ - слова о самостоятельном выборе народом России демократического пути. Понятно, что не обойдется без обсуждения необходимости помощи бедным странам и борьбы с птичьим гриппом.

Выборы в еще одной стране "восьмерки" - Канаде - вряд ли оставят слишком заметный след на лице страны и мира. Совсем другая жизнь будет идти южнее Рио-Гранде. Там, скорее всего, продолжит распространяться лево-антиштатовская волна. И уже победившая в Чили на президентских выборах Мишель Бачелет – очень умеренный вариант.

В Мексике среди имеющих преимущественные шансы участников июльских выборов президента будет экс-мэр столицы, лево-популистский политик Андрес Мануэль Лопес Обрадор. Его нередко называют местным Чавесом. Нельзя исключать участия в выборах и легендарного субкоманданте Маркоса, объявившего о прекращении своим Сапатистским фронтом национального освобождения партизанской борьбы.

Какие-то шансы у Партии национального действия нынешнего президента Висенте Фокса есть, но и он вынужден время от времени допускать антиамериканскую риторику в своих выступлениях.

В Перу в результате президентских выборов 8 апреля на смену либералу Алехандро Толедо может прийти известный националистическими взглядами отставной полковник Перу Олланта Хумала, возглавивший антиправительственный мятеж в стране в 2000 году.

При этом продолжит расправляться с политической и экономической оппозицией венесуэльский левый национал-популист Уго Чавес – если не споткнется на католической церкви и производителях кофе, проявит себя в действии избранный недавно президентом Боливии его единомышленник Эво Моралес. Жители Эквадора не оставят требований национализации нефтяной отрасли, не исключены отнюдь не «бархатные» массовые выступления и в других латиноамериканских государствах. Страны, наиболее близко познакомившиеся с американской политикой на наименее цивилизованном этапе ее эволюции, достаточно жестко отталкиваются от бывшего патрона. Они рискуют постепенно стать новым мировым вызовом.

Обещанный состояться в сентябре уход с поста премьера Японии Дзюнъитиро Коидзуми, как кажется, вряд ли принципиально изменит японскую политику – его «преемник» продолжит сочетать дружбу с США с визитами в храм Ясукуни и требованием возврата «северных территорий».

Возвращаясь к нашим границам, на постсоветском пространстве вряд ли стоит ожидать в 2006 г. продолжения линии «цветных» революций (разве что в Армении, но и то не слишком вероятно) – контрреволюционные технологии и правда оказались постепенно освоены, зато продолжится активное проникновение в Центральную Азию китайского влияния. Сам же Китай будет не меньше прежнего лихорадить от народных волнений.

В 2006 году Россия скорее всего, наконец, вступит в ВТО, попытается добиться, чтобы место Кофи Аннана (его полномочия истекают 31 декабря 2006 года) занял не Тони Блэр и тем более не Александр Квасьневский, а какой-нибудь представитель азиатского континента – в полном соответствии с порядком общей очереди.

Наступающий год – юбилейный для Советского Союза и для Содружества независимых государств. Один 15 лет назад, в 1991 году, распался, другое было создано на его обломках. В течение года будут продолжаться разговоры о кризисе СНГ и перспективах иных интеграционных проектов на постсоветском пространстве, но можно быть практически уверенным, что ни в лесу, ни на площади не соберутся лидеры каких-нибудь трех государств и не объявят юбиляра окончательно распущенным - отчетливо умереть может только тот, кто отчетливо жил.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.