28 марта 2024, четверг, 22:27
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 декабря 2005, 09:30

Армянский цветок в черном саду

Само географическое название "Карабах" имеет "символическое" значение: в переводе на русский язык оно означает "черный сад". Те "плоды", которые собрали в этом регионе Армения, Азербайджан и Россия, начиная с 1988 г., вполне соответствуют этому цвету. Карабах был первым межэтническим конфликтом, который потряс до основания всю партийно-властную "вертикаль" Советского Союза и стал детонатором его разрушения. В ходе Карабахского конфликта в наш активный политический словарь вошли словосочетания "этническая чистка", "зачистка территории". В результате армяно-азербайджанского конфликта, произошедшего из-за Карабаха, Азербайджан были вынуждены покинуть около полумиллиона армян, а Армению - почти 200 тысяч азербайджанцев. Оба эти государства (особенно Армения) стали, по сути, гомогенными моноэтническими образованиями. В ходе вооруженного конфликта из-за Карабаха Азербайджан потерял 13% своей бывшей территории.

По своим последствиям нагорнокарабахский конфликт стал не просто наиболее крупным региональным конфликтом на постсоветском пространстве. Во-первых, он явился своеобразным примером для грузин, осетин, абхазов, молдаван и жителей Приднестровья (русских, украинцев). Во-вторых, произошла "карабахизация" политической жизни Армении и Азербайджана. Карабахская проблема стала осевым временем для двух закавказских государств.

Однако подавляющее большинство исследователей "карабахского вопроса" рассматривают его, ограничиваясь исключительно рамками анализа конфликта между Арменией и Азербайджаном. Нагорно-Карабахская Республика (НКР) как политический субъект уходит из поля зрения. Между тем игнорирование этого важного и самостоятельного политического игрока лишь мешает формированию адекватных представлений о перспективах урегулирования одного из самых масштабных кризисов на просторах СНГ. Признание НКР самостоятельным политическим игроком вовсе не тождественно признанию ее в качестве субъекта международного права. Это - признание определенной политической реальности, сложившейся в конфликтном регионе на Юге Кавказа.

В новейшей истории Нагорного Карабаха было три события, определивших политическую судьбу и систему идеологических приоритетов этого государственного образования, на сегодняшний день непризнанного международным сообществом. 20 февраля 1988 года внеочередная сессия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР". 2 сентября 1991 года совместная сессия облсовета НКАО и представителей совета армянонаселенного Шаумяновского района Азербайджана приняла Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики (НКР).  И, наконец, 10 декабря в НКР прошел референдум по вопросу о независимости Нагорного Карабаха, по итогам которого абсолютное большинство принявших участие в голосовании высказалось за независимость НКР. 

Последняя дата стала "осевым временем" для постсоветской НКР. Если в феврале 1988 года большая часть населения Нагорного Карабаха избрала путь "миацума" (то есть "воссоединения" с Арменией), а в сентябре 1991 года была конституирована сама НКР, то 10 декабря 1991 года вновь провозглашенное образование выбрало для себя путь независимого развития.  Этап борьбы за "аншлюс" с Арменией завершился, началась борьба за государственную самостоятельность и международное признание. И если с самостоятельностью все сложилось успешно, то вопрос о признании со стороны ООН - перспектива отдаленного будущего.

В ходе вооруженного противостояния с Азербайджаном в 1991-1994 гг. НКР продемонстрировала свой военный потенциал (на сегодня силы обороны непризнанной республики контролируют семь районов, не входивших в состав Нагорно-Карабахской автономии). В последующие годы в вопросе карабахского урегулирования именно Карабах влиял на Армению, а не наоборот, как зачастую утверждают представители официального Баку. Уход из большой политики первого президента Армении Левона Тер-Петросяна был вызван в первую очередь его готовностью к компромиссам по Карабаху (согласие на реализацию "поэтапного плана" урегулирования, поддерживаемого Баку).

В самом Степанакерте (столица НКР, в азербайджанских источниках - Ханкенди) и местные власти, и граждане всячески подчеркивают свою "самость", отделяя себя от Армении (но не от армянского мира). Обособленность отражена в государственной символике непризнанной республики. При подготовке нумизматической выставки в Степанакерте (сентябрь 2005 года) официальные лица НКР требовали, чтобы на ней были представлены не армянские монеты вообще, а дензнаки, имеющие отношение к истории Карабаха (по-армянски - Арцаха). В НКР вообще популярны противопоставления Армении "армянскому миру" (в который помимо НКР включается и спюрк - многомиллионная армянская диаспора). Сегодня многие западные разработчики планов карабахского урегулирования (Международная группа по предотвращению кризисов, ОБСЕ и другие) даже не пытаются брать в расчет, что интересы НКР и Армении далеко не всегда и не во всем совпадают.

Таким образом, именно 10 декабря 1991 года началась история  непризнанного государства НКР. Именно к этой дате апеллируют сегодня и президент, и депутаты парламента НКР, отстаивая тезис о легитимности непризнанного образования.

5 декабря 2005 года в Женеве прошла представительная международная конференция "Мультикультурализм и этнополитические модели ХХI века". На этом форуме выступил заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян с обстоятельным докладом на тему "Этнополитическая модель самоопределения и легитимности Нагорно-Карабахской Республики". "Образование Нагорно-Карабахской Республики было поддержано на всенародном референдуме о государственной независимости, проведенном в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 года, в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего СССР" (тезис, постоянно подчеркиваемый лидерами НКР, - С.М.)… Нашему народу удалось построить стабильное демократическое общество и государство. В Нагорно-Карабахской Республике сформировались устойчивые политические институты, действуют легитимные органы власти, влиятельное и дееспособное правительство, избраны парламент и президент, подготовлен проект Конституции. В Карабахе утвердился общественный консенсус относительно фундаментальных ценностей карабахского социума", - сказал докладчик.

Из всех непризнанных государств постсоветского пространства НКР может считаться самым состоявшимся и самым сильным. В отличие от непризнанных республик Южной Осетии и Абхазии, непосредственно примыкающих к России, и Приднестровья, ориентированного исключительно на Москву, НКР проводит диверсифицированную политику. Пророссийские настроения в Карабахе едва ли не более сильны, чем в Ереване. Тем не менее, Карабах не привязан к России ни в политическом, ни в экономическом плане. 2 сентября 2005 года, в День провозглашения НКР, руководство непризнанной республики поздравили 40 конгрессменов США - почти каждый десятый! Конгресс США выделяет финансовые средства для оказания помощи НКР. Непризнанная республика имеет шесть представительств за рубежом: в Армении, России, США, Ливане, Франции и Австралии. Президент НКР Аркадий Гукасян не раз выступал публично перед американской аудиторией. Таким опытом не могут похвастаться Игорь Смирнов или Сергей Багапш. Окно в мир для Нагорного Карабаха открыто гораздо более широко, чем для Абхазии, Приднестровья или Южной Осетии. Благодаря армянской диаспоре Нагорный Карабах, несмотря на свой непризнанный статус, уже давно стал частью международного сообщества и бизнеса.

Сегодня в НКР внимательно изучают казус Косова. Формула международного сообщества "сначала демократические принципы, потом статус", предлагаемая для Косово, активно внедряется в политический язык непризнанного государства. В будущем эта же схема будет предлагаться и для международной легитимации Нагорного Карабаха. В Степанакерте сегодня понимают, что вопрос о международном признании напрямую зависит от степени развития институтов демократии. С начала 90-х НКР сделала серьезные подвижки в плане демократизации. В отличие от полувоенного режима 12-летней давности, сегодня в республике уже прошло несколько избирательных циклов. Главу республики избирали трижды (последний раз в августе 2002 г.), создан прецедент передачи высшей республиканской власти. Последние выборы в парламент республики прошли в 2005 году.  НКР удалось успешно побороть и своих "шамилей басаевых", не единожды заявлявших о своих политических амбициях.

В самой Армении выборы мэра Еревана еще только предусмотрены пакетом конституционных поправок, а в Карабахе уже прошли три избирательные кампании по выборам глав местного самоуправления (в сентябре 1998, сентябре 2001 и августе 2004 гг.). В ходе последней избирательной кампании пост мэра Степанакерта получил глава оппозиционного "Движения-88" Эдуард Агабекян: президент НКР и мэр столичного города - политические оппоненты. Слово «демократия» положительно воспринимается населением. Возможно, это результат опеки карабахского движения со стороны российских демократов и правозащитников в 1988-1991 гг. и, как следствие, заимствование их политической лексики.

Впрочем, при оценке степени демократизма НКР не должно создаваться необоснованных иллюзий. Переоценивать зрелость карабахской демократии не следует. Речь, конечно же, идет о демократии, этнически ограниченной. Все политические силы республики объединены неприятием любой формы азербайджанского суверенитета. При этом они ссылаются на итоги референдума 10 декабря 1991 года, 99,89% участников которого высказалось за независимость НКР. Однако в голосовании не приняла участие азербайджанская община Карабаха - почти четверть населения бывшей Нагорно-Карабахской Автономной области. Другой вопрос, что эта община рассчитывала на помощь со стороны Баку в деле усмирения "армянских сепаратистов" и впоследствии участвовала в вооруженном конфликте с армянами.

При этом факт остается фактом: НКР как государство изначально строилось на основе интересов одной общины – армянской. Официальные лица подчеркивают полиэтнический характер непризнанной республики, в НКР действуют общественные объединения различных этнических групп, включая русскую общину, однако их численность невелика (точный порядок цифр определит проводимая сейчас перепись населения), а политическая роль и влияние – тем более. Не избежать Степанакерту и таких неудобных вопросов, как оккупация азербайджанских территорий за пределами бывшей Нагорно-Карабахской автономии.

Вместе с тем опыт этнодемократизации на Балканах уже опробован. Самый яркий пример - Хорватия с зачисткой Сербской Краины. Вторым примером этнодемократии, видимо, станет Косово. Подобная модель, кстати, может подразумевать достаточно высокие стандарты демократических свобод. В той же НКР для минимизации фальсификаций не предусмотрены избирательные участки в воинских частях и переносные урны. Однако в данном случае демократия ограничена фактически рамками одной этнической группы. Следовательно, считать ее демократией европейско-североамериканского образца никак нельзя. Вопрос в том, возможна ли эта демократия в данном регионе в принципе? По крайней мере, сейчас.

Можно, конечно, попробовать с места в карьер начать строить демократию западного типа, начать возвращение азербайджанских беженцев и реституцию, последовать прочим рекомендациям учебников по миротворчеству. На практике такие действия обернутся новым витком вооруженного противоборства. Вариант демократии, ограниченной этническими рамками, на этом фоне все-таки более предпочтительнее. Если, конечно, нужен именно мир, а не военный реванш со стороны Баку.

Для того чтобы понять, что армяне НКР в обозримом будущем не допустят возвращения азербайджанцев во второй по значению город республики Шушу (до 1988 г. населенный в основном азербайджанцами), достаточно в любом доме Степанакерта просто открыть форточку и выглянуть на улицу. Столица НКР со всех сторон окружена горами, а Шуша (как и соседние бывшие азербайджанские поселения) занимают господствующие высоты, с которых в сентябре 1991 - мае 1992 гг. велся прицельный огонь из установок "Град". В то время Степанакерт напоминал Сталинград в 1942 г. После этого надеяться на "христианское всепрощение" армян, по крайней мере, наивно. Равно как наивно надеяться и на "мирный настрой" азербайджанцев. Кто не верит, советую посетить сожженную армянами Шушу, а ведь в Азербайджане сегодня немало тех, кто потерял там свою недвижимость и родственников.

Однако никакое международное признание авансом в случае с НКР тоже недопустимо. Развитие демократических институтов в республике должно тщательно отслеживаться всеми заинтересованными сторонами. И только если будет достигнута постепенная этнодемократическая консолидации режима, вопрос о международной легитимации Нагорного Карабаха можно будет выносить на повестку дня.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.