29 марта 2024, пятница, 01:46
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 апреля 2005, 10:18

Сколько государство должно гражданам

Долговая палитра, как правило, очень яркая и пестрая. В ней есть долги официальные и неофициальные, хорошо или плохо оформленные, гласные и негласные, частные и корпоративные, товарные и денежные, государственные и муниципальные, внутренние и внешние. Есть, в конце концов, долг перед обществом или, как его еще называют, социальный долг.

Конечно, далеко не все общества и государства могут позволить себе такую красоту, но вот у ряда особо выдающихся стран, к которым, разумеется, относиться и Россия, есть полный набор долгов – всех цветов и оттенков. Наша страна, общество и государство так нагружены, или, скорее, перегружены разного рода долгами, что иногда от их изобилия просто начинает рябить в глазах. Все уже хорошо знают, что есть государственный долг и что он делится на внутренний и внешний.

Не менее хорошо известно, особенно в аграрных кругах, что есть долг перед крестьянством, и его неплохо бы вернуть, причем, - поскорее. А то само крестьянство скоро исчезнет с лица пахотной земли. Кроме того, есть еще долг перед МВФ, но мы его досрочно погасили, и теперь с этой зловредной организацией дел можем не иметь, а если и иметь, то совсем в другом качестве.

Ну и еще, как воспоминание о непростых 90-х, - задолженность бюджетов разных уровней перед поставщиками товаров и услуг. В общем, мы в долгах, как шелках - сколько их, и что с ними делать, никому полностью до конца не понятно. Мы решили немного разобраться в этом вопросе и внести в него если не полную, то хотя бы частичную ясность.

Прежде всего, надо сказать, что есть официально оформленный государственный долг – внутренний и внешний. Кроме официального внутреннего долга, который оформлен облигациями, есть еще долги перед тремя категориями граждан: вкладчиками Сбербанка СССР, владельцами страховых полисов Госстраха СССР и собственниками товарных облигаций, выпускавшихся в период 1989-1991 года. Они оформлены нечетко, а правильнее сказать, - расплывчато, потому что государство до сих пор не объявило, сколько же оно собирается вернуть данным категориям граждан и когда. Точнее, долг перед владельцами товарных облигаций оформлен как полагается, но сам процесс оформления длился очень долго и первые выплаты по нему начались чуть ли не в 1999 году. Да и сам по себе он не очень большой, поэтому значительной роли не играет.

А вот долг перед вкладчиками Сбербанка гигантский, именно поэтому Министерство финансов РФ, которое отвечает по этим долгам, до сих пор не объявило его точную цифру, и отделывается ежегодными смехотворными индексациями. На этом заканчиваются долги официальные, и начинаются долги социальные. Вот здесь ассортимент гораздо больше.

Начнем с того, что у нас есть несколько категорий лиц, состоящих в долгосрочных финансовых отношениях с государственным бюджетом. Они или работают на государство, или получают от него пенсию. Всем этим лицам государство серьезно недоплачивает. Должностные оклады и пенсии серьезно отстают от прожиточного минимума, а что касается разного рода пособий (на малолетних детей или стипендий), то они ничего, кроме слез, вызвать не могут.

Разберемся с ними поподробнее. Подобного рода долги относятся, скорее, к социальным, чем к обычным хозяйственным, потому что считается, что государство должно обеспечивать своим служащим, а также некоторым другим категориям граждан определенный уровень дохода – как правило, на уровне или немного выше прожиточного минимума. В этом состоит “социальная функция” государства, поэтому в отношении получателей бюджетных средств неприменим обычный “деловой” подход – сколько рабочая сила стоит сейчас на рынке, столько за нее и дают. Государство не может так относиться к своим гражданам – оно обязано о них заботиться, а не выжимать последние соки.

У нас по понятным причинам все происходит как раз наоборот. Бюджетный сектор экономии платит своим работникам гораздо меньше, чем частный, и, судя по всему, такая ситуация будет продолжаться еще достаточно долго. Хотя улучшение финансового положения государства позволяет ему, по идее, восстановить свою репутацию как всеобщего благодетеля, но пока Министерство финансов предпочитает отдавать только хорошо оформленные долги (навроде внешнего) и не замечать существование неоформленных социальных долгов. С нашей точки зрения, это неправильно, поэтому мы решили подсчитать общий объем долговых обязательств, реальных и потенциальных, отвечать по которым придется государственному бюджету.

С документально оформленными долгами дела обстоят просто. Их размер хорошо известен и регулярно публикуется Минфином. На начало года внешний долг составлял $110 млрд., а после первого квартала 2005 года, когда досрочно был погашен долг МВФ и прошли плановые проплаты по остальным задолженностям, сократился еще на $4-5 млрд. То есть мы его можем оценить в 2,9 трлн. руб.

Внутренний долг составляет около 750 млрд. руб., что немного по сравнению с внешним долгом и, что самое главное, его размеры не отражают ситуацию с исполнением государственного бюджета. Внутренний долг растет, но не потому, что бюджет сводится с дефицитом, а потому, что слишком большие средства на накопительных счетах, сконцентрированные у Пенсионного фонда, можно вкладывать только в государственные ценные бумаги. Поэтому у нас при профицитном бюджете одновременно растут и внутренние заимствования, учитывать которые в составе “тяжелых” долгов, разумеется, не приходится, и в эту категорию попадает только внешний долг.

С неоформленными долгами дела обстоят несколько хуже. В принципе, известна общая сумма задолженности по товарным облигациям, полисам Госстраха и вкладам в Сбербанке. Но она выражена в советских рублях, которые к российскому рублю имеют крайне косвенное отношение. До сих пор нет точно установленного коэффициента пересчета советского рубля в российский, и поэтому определить реальный размер долга перед вкладчиками не представляется возможным.

Поэтому, чтобы хоть как-то его рассчитать, нам приходиться пользоваться совершенно разнородными и непроверенными источниками, по одному из которых за советский рубль образца 1991 года нужно давать тридцать российских. То есть, если средства вкладчиков в Сбербанке на середину 1991 года составляли 315 млрд. советских рублей, в страховых полисах – 24 млрд. советских рублей, то при пересчете на современный российский рубль это в итоге даст 10,2 трлн. рублей государственного долга.

После неоформленных долгов можно перейти к социальным. Их размер определяется как разность между текущим уровнем оплаты труда работников бюджетного сектора и расчетным уровнем, по которому минимальный размер оплаты труда должен быть равен прожиточному минимуму. Таким же образом определяется социальный долг перед пенсионерами – как разница между текущим размером базисной пенсии и прожиточным минимумом, которому она, по идее, должна соответствовать.

По нашим прикидкам, для доведения зарплаты бюджетников до прожиточного минимума, ее нужно будет увеличить более, чем в три раза. С 800 рублей в месяц (такой минимальный размер оплаты труда правительство собирается установить в текущем году) до 2690 рублей – такой сейчас размер прожиточного минимума трудоспособного населения. Хотя, конечно, он будет постоянно расти из за непрекращающейся инфляции.

При общем фонде заработной платы в бюджетном секторе около 1 трлн. руб. в 2004 году, потребуется его увеличение до 3,4 трлн. руб., то есть объем социального долга перед работниками бюджетного сектора можно оценить в 2,4 трлн. руб. Соответственно, социальный долг перед пенсионерами по базисным пенсиям можно оценить в 0,4 трлн. руб., так как сейчас базисная пенсия составляет 900 рублей в месяц, и при ее увеличении до прожиточного минимума пенсионеров в 1849 рублей расходы федерального бюджета должны вырасти с 410 млрд. руб. до 842 млрд. руб. в год.

Хотя, честно говоря, такой прожиточный минимум можно назвать издевательским, и если его поднять до среднего по стране в 2450 рублей, то тогда социальный долг государства увеличится до 0,7 трлн. руб. И, наконец, чтобы распространить государственные обязательства не только на работающее и отдыхающее от трудов население, но и на подрастающее поколение, мы учтем в составе социального долга разницу между текущим уровнем пособий на детей (70 рублей в месяц) и прожиточным минимумом для детей в 2394 рубля. Если сейчас на выплаты пособий гражданам, имеющим детей, тратится 20 млрд. руб., то после доведения пособий до прожиточного минимума расходы должны вырасти до 684 млрд. руб.

Теперь можно подвести некоторые итоги. Внешний долг составляет 2,9 трлн. руб., долг перед клиентами советских банков и страховых компаний – 10,2 трлн. руб., перед работниками бюджетных организаций2,4 трлн. руб. в год, пенсионерами – 0,7 трлн. в год, и перед гражданами, имеющим детей тоже 0,7 трлн. в год. Итого получается около 17 трлн. руб.

Напомним, что доходы консолидированного бюджета России составили за 2004 год 5,4 трлн. руб., а профицит, за счет которого и происходит погашение долгов, - 762 млрд. руб. Таким образом, читатели сами могут прикинуть, сколько лет потребуется государству, чтобы рассчитаться со всеми своими долгами, как формальными, так и неформальными.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.