29 марта 2024, пятница, 00:57
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 февраля 2005, 08:16

Средства для экономического роста

Экономическое развитие в России, как мы писали много раз, в каком –то смысле является реакцией на движение мирового рынка. Россия на этом рынке уже давно заняла свои ниши. При падении мирового спроса падает и производство внутри России (1998 год это хорошо показал), а с ростом мирового спроса растет производство и у нас. Характерным примером положительного влияния мирового спроса на внутреннее производство являются итоги не прошлого, а позапрошлого, 2003 года, когда нежданно-негаданно рост ВВП превысил 7%, при то, что в 2002 году он составлял всего лишь 4%. Можно, конечно, еще долго гадать, в чем причина подобного скачка, но, по нашему мнению, основную роль в российском подъеме сыграло оживление в экономике США после провальных 2001-2002 гг. Прошедший, 2004 год, в общем воспроизвел динамику 2003 года, хотя и с небольшим понижением. Которое, по всей видимости, будет продолжаться и в 2005 году. С чем же может быть связано это замедление темпов экономического роста?

Естественно, первая версия должна связать это с падением темпов роста мировой экономики: столкнувшись с сокращением внешнего спроса, будут вынуждены уменьшить свое производство и российские компании. Правда, определение мирового спроса – вещь неблагодарная, зато в нас вселяет уверенность кредитно-денежная политика Федеральной резервной системы США, которая легко и непринужденно финансирует дефицит американского государственного бюджета и заодно дефицит платежного баланса за счет непрекращающейся эмиссии денежных знаков. То есть рост спроса и поток долларов со стороны самого крупного рынка для всей остальной мировой экономики обеспечен, а раз так, то и российские производители смогут получить свою долю этого спроса.

Поэтому, если темпы роста в российской экономике в 2005 году снижаться будут, то не в силу сжатия мирового спроса, а по причинам исключительно внутреннего порядка. Причины эти сводятся к тому, что еще далеко не все производственные единицы российской экономики вписались в мировой спрос, и поэтому слабо реагируют на его сигналы,. более того – могут эти сигналы существенно ослабить. Но, чтобы определить, какие именно звенья хозяйственного механизма выступят в качестве “фильтров” сигналов мирового рынка, то есть станут ограничителями внутреннего роста, надо подробнее расписать структуру внутреннего спроса. А она является многоуровневой и, соответственно, торможение экономики может произойти на каждом ее уровне.

Первым уровнем, который задает все основные направления развития, является, как мы уже говорили, внешний спрос. Этот спрос удовлетворяется поставками нефти и нефтепродуктов, природного газа, черными и цветными металлами, драгоценными металлами, алмазами и ювелирными изделиями, древесиной, целлюлозой и бумагой, минеральными удобрениями и, конечно, военной техникой. Поставка этих товаров на экспорт приносит в страну большое количество валютной выручки, которая частично возвращается обратно за рубеж для оплаты импорта и иностранных кредитов, а частично превращается в рубли и формирует, таким образом, уже внутренний спрос.

Поскольку мировой спрос на эти товары в прошлом году был на очень высоком уровне, то в стоимостном выражении их экспорт тоже сильно увеличился: черных металлов – на 82%, нефти – на 47%, цветных металлов – на 42%, продукции химической промышленности – на 31%, продукции деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности – на 25%.

К сожалению, высокий уровень внешнего спроса не повлек за собой быстрого роста продукции в экспортно-ориентированных отраслях. Добыча природного газа возросла только на 2%, добыча нефти – на 9%, выпуск стального проката – на 6%, минеральных удобрений – на 12%, целлюлозы и бумаги – на 4% и 5% соответственно. Таким образом, рост мировых цен, хотя и подтолкнул российскую промышленность, но в гораздо меньшей степени, чем на это можно было рассчитывать. Зато избыток валютной выручки должен был, по идее, послужить источником расширения внутреннего спроса.

Дело в том, что при условии достаточно высоких и постоянных объемов валютной выручки размер внутреннего спроса почти полностью зависит от политики Центрального банка – от того, какую часть валютной выручки он купит в свой резерв. При покупке валюты Центробанк осуществляет “двойную операцию”: с одной стороны, приобретая валюту за рубли, увеличивает внутренний спрос, а с другой – снимая часть валюты с рынка, уменьшает, таким образом, размер внешнего предложения. То есть “расчищает” внутренний рынок для отечественного производителя, которому иностранная конкуренция угрожает теперь в гораздо меньшей степени. И в дальнейшем уже от внутреннего производителя зависит, сможет ли он воспользоваться ситуацией и покрыть этот спрос своим предложением.

Поскольку с внешним спросом последние два года у России проблем не было (экспорт в 2002 году составил $107 млрд. (+5%), в 2003 году – уже $135 млрд. (+26%), а в 2004 – $162 млрд.(20%)), то и у Центрального банка с формированием внутреннего спроса трудности отсутствовали. Даже наоборот, в 2003 году он несколько перестарался, увеличив денежное предложение сразу на 55%, но немного исправился в 2004 году, подняв эмиссию только на 24,5%. Правда, для исправления прежних недочетов ему пришлось прибегнуть к использованию разного рода финансовых инструментов для абсорбирования денежной базы, что привело к снижению собственной прибыли. Но делать было нечего, потому что первоначальная денежная эмиссия, которая производится при покупке валюты в резерв, все-таки была очень приличной – резервы за прошедший год увеличились на 88%.

После формирования общего внутреннего спроса Центральным банком (этот спрос можно назвать вторичным, а внешний – первичным), наступает время внутренних производителей, которые, по идее, должны этот спрос удовлетворить. Понятно, что вторичный спрос распадается на отдельные сегменты, каждый из которых представлен каким-нибудь экспортным производством (рассмотрим пока только эту часть). То есть нефтяными, газовыми, металлургическими и прочими компаниями. Этот спрос, в свою очередь, делится на продукцию производственно-технического назначения, которая нужна компаниям для поддержания и обновления своего капитала, и продукцию потребительского назначения, которая приобретается персоналом этих компаний. Естественно, что в российской экономике существует масса производств того и другого профиля, поставляющих и машиностроительную и потребительскую продукцию. Но им, и это основное ограничение, приходится выдерживать жесткую конкуренцию со стороны иностранных производителей аналогичной продукции, и если они ее не выдержат, то часть внутреннего спроса уйдет в руки иностранных конкурентов. То есть внутреннее производство снизится, и вместо него вырастет импорт. Но если спрос экспортеров, полностью или частично все-таки будет удовлетворен, то тогда появляется возможность для появления третичного спроса, а именно спроса со стороны тех предприятий, которые являются производителями товаров и услуг для компаний-поставщиков экспортеров. И которые ни прямо, ни косвенно в экспорте участия не принимают, и работают исключительно на внутренний рынок. Вот если и до них дойдет волна спроса, сгенерированная внешним рынком, и они смогут ее удовлетворить, то тогда можно будет сказать, что почти весь производственный потенциал страны задействован, и экономика России находится на пределе своих возможностей.

Оценка внутреннего “производственного” предложения является наиболее сложным моментом, так как широкий ассортимент продукции машиностроения не дает статистическим органам возможности полностью учесть степень ее влияния на удовлетворение внутреннего спроса. Тем не менее, если в качестве индикативного показателя использовать производство электродвигателей (которые применяются во всем машиностроительном оборудовании), то по его объему в определенной степени можно судить о состоянии дел во всей отрасли. И это состояние, к сожалению, далеко от идеального, так как выпуск двигателей в 2004 году остался на прежнем уровне. То есть мы можем предположить, что потребности в обновлении производственного аппарата в промышленности удовлетворялись в основном за счет импорта.

С оценкой удовлетворения потребительского спроса дело обстоит гораздо проще. Мы всегда использовали для этого два показателя, которые являются достаточно представительными: производство легковых автомобилей и ввод в действие жилой площади. Вот с этими товарными позициями в прошлом году у нас было все в порядке: выпуск легковушек увеличился почти на 10%, а ввод жилья – на 12,5% (в 2003 году ввод жилья увеличился на 7,7%). Но, по нашему мнению, в 2005 году ждать повторения подобных результатов не придется. Увеличения выпуска легковых автомобилей не произойдет потому, что объем производства в 2004 году – 1,1 млн. шт., является предельным для существующих производственных мощностей в автопроме. Организация же новых автозаводов, несмотря на постоянные переговоры с иностранными компаниями, которые вроде бы хотят разместить свое производство в России, пока никак не начинается. А строительство жилья, несмотря на отсутствие ресурсных ограничений, может затормозиться из-за падения реального спроса. Это падение, собственно, уже началось в середине ушедшего года, но пока еще не набрало больших оборотов. Во многом из-за того, что спрос на квартиры искусственно поддерживается инвестиционными компаниями и банками, которым нужен “надежный объект для инвестирования”. Но если они в один прекрасный момент решат, что “из актива надо выходить и фиксировать прибыль”, обвал цен и спад в строительстве неминуем.

Хотя удовлетворение третичного спроса почти полностью задействует экономический потенциал страны, тем не менее, остается не использованным потребительский потенциал “бюджетного сектора”, который предоставляет общественные услуги. Поскольку объем и качество этих услуг напрямую на деятельность остальной экономики практически не влияет, так как эти услуги носят в большей степени политический, а не экономический характер, то “бюджетный сектор” представляет интерес именно как потребитель товаров и услуг, создаваемых в других секторах экономики. То есть в отношении этого сектора можно сказать, что он предъявляет “четвертичный спрос”.

Правда, этот “четвертичный спрос” представляет собой исключение из рынка, так как нерыночные услуги финансируются за счет налогов, то есть чистых вычетов из доходов всех остальных хозяйственных агентов. Формируя свой спрос за счет налогов, бюджетный сектор уменьшает на ту же сумму спрос остальных секторов экономики. То есть “четвертичный спрос” носит условный характер: предъявляя вполне рыночный спрос, сам он осуществляет далеко не рыночное предложение.

В странах, где применяется государственное регулирование экономики, спрос бюджетного сектора используется в основном как инструмент исправления диспропорций рыночных секторов: например, в случае перепроизводства и появления избыточных товарных запасов усиленное потребление бюджетного сектора сможет эти запасы понизить, в случае возникновения избыточной ликвидности (из-за нехватки эффективных коммерческих проектов) прогрессивное налогообложение или эмиссия государственных займов позволят перераспределить ликвидность в бюджетный сектор, где она будет использована для увеличения государственных активов.

Поскольку в России сейчас явного перепроизводства потребительских благ не наблюдается, а с избытком ликвидности Центробанк справляется самостоятельно, без всякого наращивания активов, никакой необходимости во вмешательстве бюджетного сектора в общий хозяйственный процесс нет. Поэтому его влияние на всю остальную экономику мы можем принять нейтральным.

Мы рассмотрели рыночные секторы экономики, которые действуют в условиях конкуренции, как мировой, так и внутренней, и один нерыночный сектор. Но кроме них в России есть два больших квазирыночных секторы, влияние которых на всю внутреннюю экономику ничуть не меньше, чем остальных отраслей. Первый такой сектор включает производство электроэнергии и транспорт, а второй – коммунальное хозяйство. Ни тот, ни другой напрямую с мировым рынком не связаны, так как коммунальные услуги экспортировать физически невозможно, электричество мы продаем, но пока мало, а транспортные услуги экспортировать можно только предоставляя провозные мощности транспортных организаций для транзита иностранных грузов. Поэтому рынок сбыта этих секторов – почти исключительно внутренняя экономика.

Казалось бы, не имея выхода на внешние рынки, эти два “замкнутых” сектора должны полностью зависеть от вторичного и третичного спроса. Но, как показывает опыт, не они зависит от спроса внутренней экономики, а наоборот, от объема их предложения зависит вся внутренняя экономика. Если транспортных услуг или электроэнергии будет произведено меньше, чем требуется другим отраслям, то о каком-либо росте можно будет забыть всерьез и надолго. То есть, иначе говоря, транспорт, коммунальное хозяйство и энергетика являются потенциальными “узкими местами” российского хозяйства, и от того, насколько успешно эти “узкие места” будут расшиваться, зависит коммерческая эффективность всех остальных отраслей, в том числе и экспортных.

Пока, как следует из событий прошлого года и начала текущего, производственная инфраструктура не готова ответить на требования внешнего и внутреннего спроса. Необходимость в монетизации льгот, вопреки протестам населения, вызвана не только желанием упростить их администрирование, но и тем, что износ фондов в этих отраслях достиг предела, за которым эти фонды начнут в массовом порядке выходить из строя. Тогда не только о каком-либо экономическом росте, но даже о сохранении прежних стандартов потребления можно будет забыть. Они оказались наименее подготовленными к росту внешнего спроса.

Сейчас, в 2005 году, именно нехватка провозных мощностей будет оказывать тормозящее влияние на рост экспорта. Правда, надо оговориться, что эта нехватка носит относительный характер. Не хватает мощностей наиболее дешевого транспорта – трубопроводного, поэтому экспортерам остается пользоваться только железнодорожным, а он очень неэффективен. Цистерна вместо трубы – это не самый хороший выход из сложившегося положения, но, к сожалению, за неимением лучшего придется пользоваться допотопными средствами, что сказывается на стоимости и объеме перевозок. Но, с другой стороны, именно рост спроса на услуги транспортировки грузов позволяет железнодорожникам уже несколько лет подряд заказывать все большее и большее количество вагонов: в 2002 году их выпуск увеличился на 64%, в 2003 – более чем в два раза, в 2004 – на 23%. А вот с трубами дела идут плохо. Если в 2003 году их выпуск увеличился на 19%, то в прошлом году, увы, сократился на 2%.

Но если в сфере транспортировки грузов потребитель еще имеет хоть какой-то выбор, и может по своему усмотрению формировать направления и виды транспорта, то вот с электроэнергетикой ситуация кажется тупиковой. И дело даже не в том, что в прошлом году выработка электричества увеличилась только на 1,6%. Хуже, что энергокомпании России, по всей видимости, уже достигли пределов своих производственных мощностей. И для дальнейшего увеличения выработки им надо строить новые станции. Основанием для такого вывода является простой факт: в 2004 году все электростанции РФ произвели 931 млрд. кВт час электроэнергии, а максимум, который был достигнут в советские времена – 1031 млрд. кВт ч. То есть еще 100 млрд. кВт ч., (чуть больше 10%), и мощности существующих станций окажутся загруженными полностью. Причем, далеко не все пока еще свободные мощности можно загрузить – из-за высокой степени износа оборудования или из-за отсутствия линий ЛЭП в нужном направлении. Поэтому новое строительство жизненно необходимо, но на него нужны средства. Задачу привлечения инвестиций призвана решить энергореформа, но идет она переменными темпами, а поиск средств будет основным вопросом уже следующего года. Потому что, если средства не найдутся, никакого экономического роста у нас не будет, несмотря на сверхблагоприятную внешнеторговую конъюнктуру.

См. также:

Рост рубля - падение банков

Откуда взялся экономический спад?

Чем и зачем замещать импорт?

Дестабилизационный фонд

Промышленные заморозки

Статистика - служанка экономического роста

Семи(про)центные ослы

Откуда пришли и куда пойдут наши экономические успехи

Скудный бюджет при денежном изобилии

Темпы роста и признаки застоя – макропоказатели за полгода

Промышленный спад и потребительский бум

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.